Парк МУП «Ульяновскэлектротранс» пополнится тремя новыми низкопольными троллейбусами с автономным ходом. Тендер на финансовую аренду (лизинг) размещен на сайте госзакупок. Удовольствие недешевое – начальная цена контракта составляет 224,493 млн рублей. Для Ульяновска это будет вторая попытка внедрить такой вид транспорта: в парке «Ульяновскэлектротранса» уже есть три троллейбуса с автономным ходом, закупленные в 2015 году, правда, без аккумуляторов. Также два года назад в городе тестировали «Адмирал». Узнали подробности и попросили оценить необходимость закупки экспертов.

Мэр Ульяновска Александр Болдакин рассказал, что три троллейбуса, которые возьмут в лизинг – это пробный вариант: «будем оценивать их работу».

– Имея увеличенную возможность автономного хода до 40 километров, планируем их маршрут не только через Императорский, но и через Президентский мост с остановкой возле нового Суворовского училища. Также есть задумка один из электробусов пустить по Заволжью, где есть множество участков без контактной сети – это новые кварталы, часть Верхней и Нижней Террасы, – поделился планами глава города.

Заявки на конкурс принимаются до 25 октября. Победитель должен будет поставить в МУП «Ульяновскэлектротранс» три троллейбуса с 1 по 31 декабря 2024 года. Лизинговые платежи из городского бюджета будут идти 4 года и 9 месяцев: с 26 января 2025 года по 25 ноября 2029 года.

Технические характеристики, прописанные в техзадании, таковы. Троллейбус должен развивать скорость 60 километров в час и более, вмещать 80-90 пассажиров и иметь не менее 30 сидячих мест. Высота низкого пола от уровня дороги – не более 34 сантиметров, обязательно наличие откидной рампы для въезда и выезда инвалидных колясок, место для размещения детских колясок. Также в числе требований – автоматический отопитель и наличие кондиционера в салоне, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, автономный ход не менее 40 километров. Батарея должна заряжаться до 95% не более часа.

Кроме этого в числе ТТХ – видеорегистратор с системой мониторинга внимания и состояния водителя в пути и система видеонаблюдения для подсчета пассажиропотока; медиакомплекс с монитором не менее 28,6 дюйма для того, чтобы транслировать информацию для пассажиров; наличие бескондукторной системы оплаты проезда. Гарантийный срок на поставляемые троллейбусы должен составлять не менее года или 100 тысяч километров пробега.

По словам директора МУП «Ульяновскэлектротранс» Александра Шерстнева, в 2022 году проводился тяговый расчет, который показал, что для того, чтобы полностью закрыть потребность в соединении двух берегов с помощью электротранспорта, нужно 18 троллейбусов с автономным ходом. Причем, на линию они будут выходить не все: некоторые машины останутся в резерве, на замену тем, которым, например, нужно пройти ТО.

– Закупка трех таких троллейбусов – это первый шаг. На втором и третьем этапе нужно будет расширить их парк и смонтировать в определенных точках города контактную сеть. Где именно – покажет опыт использования. Сейчас ничего дополнительно монтировать не надо: автономного хода в 40 километров за глаза хватит, чтобы доехать до Центробанка (или, если по Президентскому мосту, до парка Победы) и вернуться назад, спокойно ездить по Новому городу, – пояснил Шерстнев.

Он отмечает, что главным плюсом для пассажиров будет возможность не платить за проезд в электротранспорте дважды. В течение часа можно будет доехать из Заволжья, предположим, до Дома техники и пересесть на трамвай – по тому же билету. Стоимость проезда на автономных троллейбусах будет такой же, как на обычных.

Пока конкретные маршруты для троллейбусов на автономном ходу в «Ульяновскэлектротрансе» не разрабатывали: они будут запущены после обкатки новых машин.

– Мыслей, куда их применить, очень много. В частности, они могут ходить за счет автономки по проспекту Ульяновскому в новые кварталы на Ливанова, маршала Устинова, где нет контактной сети. Будем считать пассажиропоток, трафик, определим, где они будут более востребованы. В любом случае, в час пик два таких троллейбуса смогут вывезти одномоментно до 200 человек с остановки «Заречная» или «Речной порт». К слову, того, что троллейбус встанет из-за разрядки батареи на Императорском мосту, можно не бояться: в режиме стоянки потребление электроэнергии идет минимальное, – отмечает директор МУПа.

Напомним, это третья попытка запустить в Ульяновске троллейбусы с автономным ходом. Первая была в 2015 году: тогда для города приобрели три машины, изготовленные на минском заводе «Белкоммаш». Но эти троллейбусы во время испытаний не смогли подняться по грузовой «восьмерке» – у них оказались слабые аккумуляторы. В итоге их приобрели без батарей, по более дешевой цене.

По словам Шерстнева, за девять лет технологии шагнули далеко вперед. «Ульяновскэлектротранс» запросил коммерческие предложения – сколько будет стоить оснащение белорусских троллейбусов более емкими батареями: «Если подойдет цена, приобретем, дооснастим и тоже их запустим».

Во второй раз на ульяновских улицах в 2022 году появился троллейбус с автономным ходом «Адмирал». Его производит то же предприятие, что и трамваи «Львята» – «ПК Транспортные системы». Городу предоставили его на две недели бесплатно – чтобы потестировать. Испытания прошли успешно: «Адмирал» без проблем поднялся по «восьмерке», доехал до Центробанка, вернулся за Волгу в депо. При этом у него остался заряд батареи 49%.

Спустя полгода, осенью 2022 года, возглавлявший тогда «Ульяновскэлектротранс» Павел Тимаков заявил о планах закупить 20 новых троллейбусов и пустить их между берегами – от филиала ПАО «ИЛ» — Авиастар до улицы Железной дивизии по Императорскому мосту и до Центробанка по Президентскому.

А Дмитрий Зверев, будучи врио мэра Ульяновска, говорил в конце 2022 года, что для обеспечения бесперебойного пассажирского сообщения нужно 20 таких машин, три тяговые подстанции перед Императорским мостом и за ним, для подзарядки, а также контактная сеть по восьмерке. Стоимость такого проекта оценивалась в 1,1 млрд рублей.

Троллейбусы с автономным ходом сегодня производят многие предприятия.

  • Например, есть модель УТТЗ 6241.01 «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. Автономный ход в нем заявлен до 30 километров, но некоторые источники говорят о 40. Троллейбус низкопольный, вместимостью 105 человек.
  • Владимирский завод Volgabus в прошлом году, совместно с питерской фирмой, выпустил троллейбус «Пересвет» с автономным ходом от 20 до 40 километров. Он рассчитан на 90 пассажиров.
  • У улучшенного «Адмирала» запас автономного хода, заявленный на сайте производителя («ПК Транспортные системы») – от 30 километров, в зависимости от погодных и дорожных условий.
  • Троллейбус с автономным ходом до 40 километров выпускает холдинг «Синара». Они вмещают до 96 пассажиров, оснащены USB-слотами, системами автоинформирования, видеонаблюдения и видео регистрации, ГЛОНАССом, доступом в сеть Интернет по Wi-Fi и прочим.

Ранее мы давали мнение одного из самых ярких комментаторов Улпрессы Андрея Елисеева (Хамло Трамвайное), который заявил, что на правом берегу троллейбусам делать нечего, и описал свое видение развития электротранспорта в Ульяновске.

– Добавить сейчас мне нечего. У мальчиков свои игрушки, а у больших – свои. Пусть играют. Закончится всё тем же, что и в предыдущие три раза. Это именно игры, а не решение проблемы, – прокомментировал Елисеев.

Ульяновский урбанист Азат Усманов, напротив, считает, что закупка троллейбусов на увеличенном автономном ходу – давно назревшая необходимость. Однако в плане городских властей есть свои но:

– Город, который разделён рекой на два берега, нуждается в эффективной и доступной транспортной связи между районами. В данной ситуации три троллейбуса нас, конечно, не сильно спасут, но уже плюс. Из плюсов также экологичность. Конкретно к нашей ситуации всё. Я бы ещё назвал гибкость маршрутов, но уже известно, что они будут ходить по мосту. И сказал бы, что это экономически выгодно, поскольку троллейбус дешевле в эксплуатации и срок службы выше. Но мы берём их в лизинг.

Если эта та модель, о которой думаю я, и которая на все 100% подходит под ТЗ, то такой троллейбус пару месяцев назад Владимир покупал почти за 27 млн за штуку (имеется в виду модель «Авангард» вологодского завода – прим. ред.). У нас с лизингом выходит по 75 млн за троллейбус. А если это модель, которую сегодня показал мэр в своём Телеграм-канале, то, во-первых она ещё дешевле, а во-вторых, это полный крах. Этот троллейбус по сырости может потягаться с дорогой, на которую забыли нанести разметку. Вроде едешь, но ощущение, что всё не так, как должно быть. Для этого завода выпуск троллейбусов в новинку. Да, они выпускают электробусы и автобусы, но и на них плохих отзывов более чем достаточно, а тут теперь и троллейбус, который даже в пассажирской эксплуатации ещё ни в одном городе не ходит. И станет это для нас ооочень дорогой игрушкой. Наше депо с ним успеет намучаться.

В Телеграм-канале Александра Болдакина опубликовано фото владимирского «Пересвета».