Совет директоров Банка России поднял ключевую ставку с 19% до рекордного в новейшей истории России 21%. Не исключено, что в декабре она снова повысится – до 22-23%. Эксперты прогнозируют, что это отразится на рынке недвижимости – для большинства россиян покупка квартиры в ипотеку станет слишком дорогим удовольствием. Узнали, как последние финансовые события могут отразиться на ульяновцах.

Решение увеличить ключевую ставку в Банке России объяснили тем, что инфляция складывается существенно выше июльского прогноза:

– Продолжают увеличиваться инфляционные ожидания. Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты. Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики, годовая инфляция снизится до 4,5–5% в 2025 году, 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.

В Центробанке отметили, что в сентябре текущий рост цен с поправкой на сезонность увеличился до 9,8% в пересчете на год после 7,5% в августе. Аналогичный показатель базовой инфляции увеличился до 9,1% после 7,7% в августе. Инфляционное давление, в том числе устойчивое, приблизилось к максимальным значениям с начала текущего года. Годовая инфляция, по оценке на 21 октября, составила 8,4% и по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 8–8,5%.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что «несмотря на достаточно значительное повышение ключевой ставки, инфляция в этом году будет вдвое выше цели. Это не означает, что ключевая ставка не работает, — без ее повышения инфляция была бы намного больше».

Следующее заседание Совета директоров по ключевой ставке запланировано на 20 декабря. Отмечается, что Банк России допускает возможность, что на нем будет принято решение снова повысить ключевую ставку. Эксперты заявили, что для того, чтобы ставка ЦБ удержалась в 22%, темпы роста цен в ноябре-декабре должны замедлиться хотя бы до 6-7% (в октябре – 8-9%), а курс доллара – не уйти за 100 рублей.

Как все это может отразиться на бизнесе и жизни ульяновцев? Профессор, завкафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин считает, что сейчас никаких особых последствий не будет:

– Повышение ключевой ставки с 19 до 21% – это всего два процентных пункта. Это не 50 и не 100%. Так что, думаю, каких-то исключительных последствий в настоящий момент не будет. Это делается для того, чтобы притормозить инфляцию. Предыдущее повышение ключевой ставки до 19% привело к тому, что в августе, сентябре и первой половине октября темпы роста недельных потребительских цен снизились в 1,5 раза. Но вторая половина октября показала, что еженедельные темпы инфляции практически вернулись к уровню 2023 года. Потому было принято такое решение, причем достаточно осторожное – поднять на 2 процентных пункта.

Вслед за ростом ключевой ставки будут увеличиваться проценты по выданным кредитам физическим и юридическим лицам. Это, в свою очередь, охладит спрос и на потребительском рынке, и инвестиционный спрос. Что, в свою очередь, по задумке Банка России, должно привести к понижению уровня инфляции. На конец октября она была порядка 6,3-6,5%, а с годовыми прогнозами – в диапазоне 8,5-9%.

С другой стороны, сейчас действует и достаточно сильный проинфляционный фактор. Это, во-первых, инфляционные ожидания бизнеса и населения. Они подогреваются дефицитом федерального бюджета, который у нас на сегодня колеблется от 1 до 3 трлн рублей. Понятно, что этот дефицит будет покрываться за счет эмиссии ЦБ, потому что активной части Фонда национального благосостояния осталось всего около 4,5 трлн рублей. Поэтому как и прошлом году, дефицит будет закрываться за счет инфляции.

– Чего нам ожидать в ближайшее время?

– Продолжается обесценивание рубля. Сегодня мы видим, что доллар стоит 96-97 рублей, еще немного, и мы «пробьем» порог в сто рублей за доллар. Это фактор, разгоняющий импортные цены, а вслед за этим и все остальные цены.

Важнейший фактор – динамичное продолжение роста номинальных заработных плат. Сейчас он составляет 15-20% за каждую пару-тройку месяцев, что кратно превышает уровень инфляции. Это означает, что 2-процентным увеличением ключевой ставки остановить 20-процентный рост номинальной зарплаты не удастся.

– На ком это отразится фактически?

– Только на бюджетниках, гражданах с фиксированной зарплатой и пенсионерах, которых у нас треть населения. У них таких темпов роста номинальных зарплат и выплат нет.

– Были ли подобные ситуации ранее в экономике России?

– Были, и даже круче. Например, в 1998 году уровень инфляции был под 50%. В 2022 году – около 12%. В инфляции мы никаких открытий не совершаем. Вопрос, как экономика, насыщенная деньгами, будет реагировать на эти 2 процентных пункта. Если бы увеличение составило 21 процентный пункт, она отреагировала бы существенно.

Приведу пример. Вы решили взять кредит. До этого вам предлагали условно 25% годовых, а сейчас – 27%. Вряд ли вас это остановит, если вы твердо решили это сделать.

В целом, экономика – вещь не точная, это не закон всемирного тяготения, мы не знаем, каков будет уровень инфляции. В России нет проверенных экономических моделей. Поэтому сдержать инфляцию пытаются такими экспериментальными способами. Мы по сути выходим на волнообразную траекторию: подняли ключевую ставку – темп инфляции притормозился. Но поскольку действует масса проинфляционных факторов, через пару-тройку месяцев инфляция снова будет расти. Затем новое повышение, и так далее. Посмотрим, что будет дальше.

Пока Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Ульяновской области сообщил, что сохранит действующие процентные ставки по займам, несмотря на повышение Центробанком ключевой ставки. Для различных субъектов МСП они разнятся, но в целом составляют от 5% (для организаций, в которых количество сотрудников снизилось на треть из-за мобилизации), 6% (при предоставлении залогового обеспечения и/или поручительства гарантийного фонда) до 14% годовых – для тех, у кого нет залога или гарантийного поручительства.

Эксперты полагают, что сильнее всего пострадает рынок недвижимости. Недоступной для большинства россиян станет покупка жилья в ипотеку. Экономист и преподаватель ВШЭ Григорий Баженов дал прогноз, что ставки по рыночной ипотеке растут и будут продолжать расти, они уже варьируются от 25 до 29%. Объем выдачи ипотеки в России за три квартала 2024 года сократился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 31% — до 4,01 триллиона рублей (данные Объединенного кредитного бюро). Процесс продолжится и дальше, пока ставки не начнут падать.

Не исключено, что застройщики все чаще будут предлагать варианты с рассрочкой, когда вносится небольшой первоначальный взнос, а в момент сдачи дома в эксплуатацию оплачивается полная стоимость жилья. Конечно, такие выдачи доступны не всем, но в последние месяцы доля рассрочек и прочих похожих схем в продажах выросла до 15–20%.

Семейная ипотека продлена до конца 2030 года, она выдается под 6% годовых, разницу банкам компенсирует бюджет. Но круг получателей достаточно узкий: нужно иметь хотя бы одного ребенка до 6 лет, либо воспитывать ребенка-инвалида, либо проживать в городе численностью до 50 тысяч человек в регионе с низким объёмом строительства и иметь двоих несовершеннолетних детей. Также пока действует IT-ипотека, сельская, арктическая и дальневосточная ипотеки со сниженными ставками.

О возможности повышения ставок по кредитным продуктам в ближайшее время уже заявил ВТБ. Еще до решения Совета директоров ЦБ Сбер повысил минимальную ставку до 24,6%, ВТБ — до 25,7%.