На последнем аграрном комитете в областном заксоборании подвели предварительные итоги уборочной-2024. Рекордного урожая не будет, однако зерна намололи достаточно, чтобы отправить его на экспорт. Также не должно быть проблем с подсолнечным маслом и сахаром. Аграрии пожаловались на резкий рост цен «на все», из-за чего работать на земле становится все сложнее.

Намололи на безопасность

Из-за сложных погодных условий в этом году урожай недобрали. Как рассказал глава Минсельхоза Алексей Леушкин, в 2023 году ульяновские аграрии засеяли рекордные за последние пять лет площади озимых – 329 тысяч га «в сухую землю». Была большая угроза гибели посевов, но обошлось. Однако после теплого апреля наступил холодный май.

Планировали собрать 2,1 млн тонн зерна и зернобобовых, но урожай составил 1,84 млн тонн. Майские заморозки, августовские ливни, снизили и урожай и качество зерновых культур. Объем валового сбора зерна по сравнению с 2023 годом меньше на 4%. Но первоначально, с учетом погоды, мы планировали собрать 1,6 млн тонн. Собственная потребность Ульяновской области в зерне составляет 850 тысяч тонн, так что аграрии имеют возможность отправить существенную часть урожая на экспорт, – пояснил министр.

Сегодня урожай зерновых и зернобобовых убран с 677 тысяч гектар (99% посевов). Осталось 2,7 тысяч гектар кукурузы на зерно. Урожайность зерновых культур составила 27 центнера с гектара – это на 2,5 центнера ниже прошлогоднего показателя. По объему собранного урожая Ульяновская область вошла в пятерку лучших регионов ПФО.

Подсолнечник в настоящий момент убран с площади 220 тысяч гектар (94%) – ситуация, которая сложилась два года назад, когда большая часть посевов осталась под снегом в зиму, сейчас точно не повторится. Валовый сбор – 373 тысячи тонн. Из этого количества подсолнечника можно выработать 130 тысяч тонн растительного масла – в восемь раз больше потребностей региона.

Сахарную свеклу собрали на площади 10,474 тысячи гектара (80%), валовый сбор 388 тысяч тонн. Планируемый урожай позволит полностью загрузить мощности Ульяновского сахарного завода и произвести 70 тысяч тонн сахара-песка – это выше потребности региона на 40% (и в восемь раз больше медицинской нормы по потреблению).

Практически полностью в регионе убрали картофель, овощи открытого грунта. Озимые под урожай будущего года посеяли на площади 292 тысячи гектар. Пока в почве наблюдается дефицит влаги. Есть поля, которые вообще не взошли (гибель зафиксирована на 450 гектарах), в хорошем состоянии озимые не трети площадей, в удовлетворительном – на 50%. По словам Леушкина, часть земель в будущем году придется перезасеять яровыми культурами, а это дополнительная нагрузка на сельхозпредприятия.

– По ГСМ: перебоев с поставками не было, цена на дизтопливо по состоянию на 31 октября составляет 65 тысяч рублей за тонну – выше на 6%, чем на тот же период 2023 года. Несмотря на трудности, продолжается закупка новой техники. Первоначальный план включал приобретение 483 единиц, он перевыполнен на 6%. Аграрии приобрели с начала года 513 единиц сельхозтехники на 2,463 млрд рублей (из них за собственные средства – 215 единиц). На возмещение затрат на закупку в лизинг было выделено 570 млн рублей, лимит выбрали полностью. В целом, аграрии обеспечили продовольственную безопасность региона, – рассказал глава АПК.

«А в остальном все хорошо»

Выступление министра дополнил глава КФХ «Возрождение» Вадим Мартынов. Фермер горько поиронизировал:

– Семян сахарной свеклы в России нет вообще на следующий год – мы получим рекордный результат. Дизель за год подорожал «всего лишь» на 60%, удобрения – от 50 до 80%. Электроэнергия, газ, ж/д тариф – 24% с нового года плюсом. Зарплата в этом году поднялась на 50% – по-другому людей не привлечь. «Премиксы» (витамины) – несколько раз за год по 30-40% – без их ни молока, ни мяса нет. Банки (кредиты) в три раза подорожали. А так остальное все хорошо.

 

– То есть, входящее увеличилось – все параметры. А цены… – «перевел» речь коллеги глава аграрного комитета ЗСО Рамиль Хайруллин.

– Сейчас активно идет обсуждение подорожания сливочного масла. Оно же из воздуха делается и воды. С чего бы ему дорожать?, – добавил Мартынов.

– Жалко финансовый блок у нас вышел, им надо было бы это знать. А мы же ждем доходную часть от сельхозтоваропроизводителей. И еще нужно казну наполнять, чтоб бюджет увеличить, – продолжил Хайруллин.

– А казна наполнится – идет активное гашение кредитов, а они закрываются только из доходной части, из нее платится налог. Повышается зарплата – это НДФЛ, налог на имущество поднимается, налог на землю уже подняли, транспортный тоже потихоньку растет, – заключил фермер.

Продукция – жизнь

О соотношении господдержки и объема выплаченных в казну налогов речь на комитете зашла чуть ранее. Депутат Сергей Моргачев, похоже, вспомнил нападки его теперь уже бывшего коллеги Рамиля Хакимова о том, что пивоварам выделяют миллиардные субсидии, а прибыли они не приносят. И обратился к министру Леушкину:

– Сколько у нас акцизов дают все пивзаводы? 17,6 млрд рублей. А сколько им в этом году в общей сложности выдали субсидий? 3,5 млрд. Вы, министерство сельского хозяйства, на некоторых субсидиях опростоволосились, я вам носом тыкнул, сейчас прокуратура занимается (речь, судя по всему, о финансовой поддержке компании «Агро-Трейд», принадлежащей двоюродному брату Хакимова Руслану Санатуллову – прим. ред.). Пивзаводы вернули в пять раз больше выделенных на них субсидий! Надо, чтобы люди это понимали. А мы слышим только негативную сторону. Разъясняйте, что это – «золотая курица»!

Также Моргачев акцентировал внимание, что «остальное сельское хозяйство» дополнительно дало всего 980 млн рублей налогов (данные за девять месяцев 2024 года):

– Конечно, это мало. На что нам надо делать акцент, чтобы помогать сельскому хозяйству? Чтобы у нас КРС не вырезали. Пивзавод – это хорошо, но если завтра мы все пить перестанем, что дальше?

Рамиль Хайруллин не выдержал:

– Продукция аграрников – это жизнь. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем. Вся эта продукция производится на сельских территориях. Это жизнь сел, районных центров. Сельхозпродукция продается в сельских продовольственных магазинах – отделить НДФЛ от общих поступлений невозможно. Транспорт, который выезжает в села, платит налог. Банки финансируют аграрников – проценты идут, на них зарабатывают. Это неотъемлемая часть жизни. Так что трудно сказать, сколько именно АПК приносит дохода, – резюмировал глава комитета.

Пока на 2025 году в проекте бюджета на финансирование АПК предусмотрено 5,1 млрд рублей. 3,9 млрд из них – доля областной казны, 1,2 млрд – федеральной. Суммы будут корректироваться: окончательно объем финподдержки определится после заключения соглашения с Минсельхозом РФ. Это, скорее всего, произойдет в конце декабря.