На промышленном комитете Заксобрания обсудили судьбу предприятий, работающих на ульяновских промзонах, недостроенных индустриальных парках в Инзе и на территории ПОЭЗ, а также необходимость расплачиваться за взятые кредиты из областного бюджета. Подробности озвучил зампред правительства – министр промышленности, инвестиций и науки Сергей Васин.

Васин рассказал о скандальных инвестиционных недостроях. Напомним, в октябре был расторгнут договор с одним из самых известных ульяновских подрядчиков – ООО «Тандем». Компания должна была построить производственно-складские здания и автодорогу на территории индустриального парка «Инза» за 357 млн рублей. Для реализации проекта Корпорация развития Ульяновской области взяла кредит в размере 78 млн рублей.

В итоге планы не осуществились. По договору подрядчик должен был выполнить все работы с 1 октября 2023 года по 1 сентября 2024 года. Компании выплатили аванс – 89 363 057 рублей. Но к моменту даты исполнения контракта работы были лишь на начальном уровне: в индустриальном парке лишь «начали делать фундамент». Контракт расторгли в одностороннем порядке, по инициативе Корпорации.

«Тандем» подал в Арбитражный суд иск с требованием признать недействительным отказ от исполнения контракта и требование об уплате банковской гарантии (Корпорация потребовала от экс-подрядчика выплатить 37,6 млн рублей). Дело пока еще рассматривается, на последнем заседании суд принял решение отменить обеспечительные меры. Рассмотрение продолжится 27 ноября.

При этом, как отметил Сергей Васин, УФАС отказалось вносить «Тандем» в реестр недобросовестных подрядчиков. По его словам, готовность объекта на сегодняшний момент составляет 7%. Из взятого Корпорацией кредита на Инзу выбрано 52 млн, погашено 16 млн.

В 2025 году предложено потратить 63,95 млн рублей из региональной казны на то, чтобы приобрести в собственность области акции Корпорации развития и таким образом погашать основной долг по двум кредитам. Первый – взятый на строительство индустриального парка в промзоне «Заволжье» (этот проект реализуется успешно – объекты должны сдать в нынешнем году), второй – потраченный на инзенскую промзону.

– Несмотря на то, что контракт с подрядчиком расторгнут, кредит уже взят, его нужно обслуживать. Возможно, весь объект в промзоне «Инза» придется достраивать за счет кредитных средств, которые возьмет Корпорация развития, если не будут найдены другие источники, – уточнил зампред правительства.

Также Корпорация должна получить субсидию – 16,313 млн рублей на погашение процентов по тем же кредитам.

Эта история вызвала бурную реакцию у депутата Сергея Моргачева:

– Обременение вешаем, нагрузку на бюджет вешаем, а контроля нет. Недавно пошли в Новоспасское, где 700 млн рублей потратили, а школы нет. Выплатили 50 млн штрафа за футбольный манеж – министра убрали и сделали советником. Чем больше человек нарушает законы, чем меньше контролирует, тем больше вероятность, что он пойдет на повышение. Должны быть виновники, иначе так и будет продолжаться. Эти деньги можно было потратить на лекарства, школы, врачей. Полная безответственность!

Васин озвучил планы по приобретению областью в собственность акций Корпорации развития на 9,7 млн рублей для обеспечения строительства объектов инфраструктуры (инженерных и транспортных сетей) на территории индустриального парка «Инза». Это нужно для того, чтобы реализовать инвестсоглашение с «Инзенским диатомитом».

– Инвестор вкладывает 200 млн в строительство и запуск производственного объекта, гарантирует создать не менее 40 рабочих мест и обеспечить налоговые отчисления 1,5 млн рублей в год. Предполагалось, что проект будет реализован в этом году, но из-за недостатка средств он перенесен на 2025-й, – пояснил Сергей Васин.

С 2024 на 2025 переносят 907,124 млн рублей – ассигнования из федерального бюджета, которые должны потратить на строительство производственных корпусов в ПОЭЗ (средства пойдут из инфраструктурного бюджетного кредита). Это тоже скандальный объект. Напомним, в прошлом году «Облстройзаказчик» расторгнул контракт с московским ООО «ЦХД Инжиниринг», которое должно было заняться проектированием и строительством производственно-складского здания в ПОЭЗ площадью 12 тысяч квадратных метров. Компания выиграла тендер на 929 млн рублей. Расторжение произошло вследствие обнаружения подрядчика в реестре недобросовестных поставщиков.

В феврале министр экономического развития Николай Зонтов рассказал, что 370 млн рублей, полученные от федералов по инвестиционному бюджетному кредиту, перенесли с 2023 на 2024 год. Было принято решение расторговывать по отдельности проектирование и строительство объекта.

– Сложность в том, что проект должен пройти через Главгосэкспертизу, а она занимает полгода. Поэтому мы предполагаем завершить проектные работы в августе-сентябре текущего года, — пояснил тогда Зонтов.

Производственно-складское здание предназначалось для компании УЗГА-Инжиниринг. В августе было заявлено, что Центр технического обслуживания, ремонта и модернизации воздушных судов, который будет работать с Ил-76, Ту-204 и самолетами производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), должны построить и открыть до конца 2026 года.

Пока не обеспечены финансированием на будущий год две строки расходов: оплата доли в уставном капитале димитровградского индустриального парка «Мастер». Этот проект реализуется на территории ДААЗа совместно с КАМАЗом. Сейчас все площади, которые были отремонтированы, уже сданы в аренду. Для того, чтобы привести в порядок новые помещения, нужно вложить средства: доля КАМАЗа составляет 75%, Ульяновской области (Через Корпорацию развития) – 25%.

Кроме этого, бюджет должен погасить проценты по кредиту, взятому на инвестпроект в социальной сфере – строительство Конгресс-центра в гостинице «Рэдиссон».

– Сейчас идет большая конкуренция почти со всеми регионами за инвесторов. И серьезным конкурентным преимуществом становится предоставление готовых площадей. Еще два года назад они у нас были, но сегодня их практически не осталось. Есть либо совсем разрушенные, либо не подходящие по санитарно-защитной зоне. Именно поэтому важно строить новые корпуса и развивать инфраструктуру, на которых могли бы разместиться предприятия, – пояснил Васин.

На вопрос депутатов, дают ли «выхлоп» предприятия, работающие на промзоне «Заволжье», зампред правительства отметил, что на каждый рубль, потраченный на обустройство инфраструктуры, уже было уплачено 25 рублей налогов. Завод автомобильных шин в Ульяновске Gislaved, которым раньше владела японская Bridgestone, возобновил производство.

– На DMG Mori особая ситуация – собственники отказывались продавать предприятие, так как оно было стратегическим и выпускало продукцию двойного назначения. Завод перешел в управление Росимущества, назначен директор, уже начался выпуск продукции. В планах – выйти в следующем году на производство 250-300 станков, а в перспективе – до 450. Потребность большая, – отметил Васин.

Часть предприятий, которые теперь имеют новых владельцев, стали производить гораздо меньше продукции. В частности, бывший завод Schaeffler, который был выкуплен ООО «ПромАвтоКонсалт». Это связано с тем, что основные партнеры (автозаводы, выпускавшие автомобили европейских и японских брендов) ушли из России.

– В налогах они «просели» сильно, посмотрим, как будут платить новые собственники. Для сравнения: фабрики одной из компаний продолжают работать, от них налог на прибыль в размере 2,5 млрд рублей в год. Это один из крупнейших налогоплательщиков в регионе, – резюмировал зампред.