В стенах областного парламента рассматривают статьи расходов бюджета на 2025 год. Несмотря на увеличение финансирования по направлениям Минприроды почти на четверть, у природоохранного ведомства сложился дефицит в 155 млн рублей. У отрасли не хватает денег на повышение зарплат в лесничестве – занятые в этой сфере получают в среднем всего 23 тысячи рублей. Нет денег и на работу постов по экомониторингу воздуха: сохраняется риск, что 8 из 10 станций будут простаивать. В гидрометцентре опасаются утечки кадров, мародерства и нарушения прав ульяновцев на чистый воздух. В Минфине целесообразность в финансировании постов пока не видят.

В 2025 году Минприроды региона выделяют 446,5 млн рублей с ростом на 85 млн рублей (или 23%) к первоначальному бюджету 2024 года. В проекте  расходной части учтены средства федерального бюджета – это 300 млн рублей.

– Федеральный бюджет приняли в третьем чтении. Уже видим рост на 6,3 млн рублей на тушение лесных пожаров и средства на увеличение площади лесовосстановительных участков. Предварительно со стороны федерального бюджета потребуется еще около 10,5 млн рублей, – сообщила министр финансов Наталья Брюханова.

На что детально пойдут средства:
– 3 млн рублей выделят на благоустройство 22 родников (всего нужно благоустроить 70 родников),
– 27,3 млн выделено на экологический фонд: это государственный экологический мониторинг (1 млн рублей заложен на работу 2 из 10 постов мониторинга состояния атмосферного воздуха в Ульяновске и Димитровграде. Этих денег хватит на первый квартал), вывоз ТКО с особо охраняемых природных территорий (60 тысяч рублей), содержание очистных сооружений (3 млн), ликвидация накопленного вреда окружающей среде (22 млн рублей),
– развитие водохозяйственного комплекса (3,7 млн рублей),
– подготовка проектов расчета вероятного вреда жизни и здоровью в случае аварий на бесхозяйных гидротехнических сооружениях – 700 тысяч рублей,
– развитие лесного хозяйства – 115,1 млн рублей. Средства пойдут на содержание аппарата Минприроды (32,8 млн рублей), содержание подведомственных учреждений (82,3 млн рублей), выплаты молодым специалистам лесного хозяйства (50 тысяч рублей).

Дефицит средств на первоочередные цели, по данным Минприроды, составляет 155 млн рублей. Деньги нужны на финансирование постов мониторинга состояния атмосферного воздуха (15,7 млн рублей на 10 постов на весь год), оснащение противопожарным снаряжением и инвентарем (5,1 млн рублей), ликвидацию несанкционированных свалок (10 млн рублей), повышение зарплат в подведомственных учреждениях (39,9 млн рублей). Сейчас средняя зарплата в лесничестве составляет всего 23,1 тыс рублей. С 1 января 2025 года уровень оплаты вырастет до 25,4 тыс рублей. Если из бюджета удастся изыскать почти 40 миллионов рублей, зарплаты повысят до 33,5 тысяч рублей – это среднеотраслевой размер.

Предметом спора депутатов и правительства стала целесообразность финансирования работы постов мониторинга за воздухом. Сейчас деньги заложены на работу только двух из 10 постов в течение квартала, оставшиеся станции эти месяцы будут простаивать. Начальник ульяновского гидрометцентра Валентина Казакова опасается утечки кадров и мародерства:

– С 1 января 8 из 10 постов встанут. Это значит, что население не даст вам спокойно жить. Все эти посты разворуют! Один пост обходится в 150 тысяч рублей в месяц, 40% уходит обратно в бюджет. Ведь что такое мониторинг: это оперативный контроль за состоянием воздуха, по результатам которого принимаются меры, чтобы создать благоприятные условия для населения. На самом деле у нас существует очень сложная экологическая обстановка. В промзоне в Новом городе только два предприятия регулируют выбросы вредных веществ при неблагоприятных метеоусловиях, население задыхается! В эти посты мы вложили 30 млн рублей, каждый год финансирование составляло 10 млн рублей. Мы создали целую лабораторию из 15 человек. Если мы этих специалистов сократим, они больше к нам не придут. 10 постов обслуживают 10 наблюдателей, инженеры-химики и техники, мойщики химической посуды. По-хорошему, мне надо их убрать. Но замену я им не найду: мы их обучаем и они уходят на работу в военно-промышленный комплекс, где им платят в несколько раз больше.

В Минприроды надеются, что по опыту прошлых лет при распределении допдоходов по итогам первого квартала деньги на посты дадут – есть договоренности с Минфином и правительством.

Правда в Минфине целесообразность в финансировании постов пока не видят:

– В соответствии с ФЗ №96 организация и финансирование экомониторинга – это федеральные полномочия. Региональные полномочия не заключаются в финансировании экопостов. Это добровольная история, которая дополнительной нагрузкой легла на областной бюджет. Мы купили эти станции, но тогда нужно оценить их эффект. Для чего мы их содержим? Для того, чтобы была внебюджетная деятельность у федерального агентства? Или мы получаем какой-то результат, чтобы потом в областной бюджет изымать штрафы и обеспечивать население чистым воздухом. У Минфина ответа на этот вопрос нет. Это не первоочередные расходы бюджета. Нам бы хотелось видеть от постов более существенные результаты для их финансирования, – сказала министр финансов Наталья Брюханова.

Возникли вопросы к Минприроды и у природоохранной прокуратуры. В регионе своей аккредитованной лаборатории для анализа воды и почвы нет – Минприроды считает её содержание нецелесообразным. Потребность для проведения исследований составляет около 500 тысяч рублей на год. В проекте бюджета на 2025 год эти деньги не заложены. В ведомстве надеются, что Минфин выделит эту сумму во втором квартале, и тогда Минприроды сможет заключить договор с филиалом центра лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ).

Еще одна обозначенная природоохранной прокуратурой проблема – пустая дирекция ООПТ.  В ОГБУ есть только директор и главбух: “У нас людей не хватает. Нет личного состава, инспекторов. Не говорю уже о том, что они должны быть с бронежилетами и договорами соцстрахования.  Мы не можем поймать браконьеров. Минприроды и губернатору вносились представления. Когда заработает дирекция? Когда заработают охотники?”.

В Минприроды ответили, что в этом году по “охотникам штат увеличен на одного инспектора”, “будет приниматься по одному человеку в год”. На содержание аппарата дирекции закладывается 2,5 млн рублей. Сейчас в штат принимаются два эколога, в ближайшей перспективе трудоустроят еще двоих.