Работа над новой редакцией Генплана Ульяновска вышла на финишную прямую. В прошлую пятницу состоялось очередное заседание комиссии Градосовета с детальным рассмотрением проекта. Следующим будет согласование изменений, вносимых по замечаниям ульяновских архитекторов и федеральных министерств, вынесение проекта документа на Градосовет с губернатором, а после – и на общественные слушания. Что прописали Ульяновску красноярские проектировщики, какие замечания высказывали местные архитекторы и как идет согласование с федеральными ведомствами – в нашем материале.

Проект изменений в Генплан Ульяновска, разработанный АО “Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект», размещен в открытом доступе на ФГИС ТП. С сентября раз в две недели ульяновские архитекторы, входящие в комиссию градосовета, собираются, чтобы высказать свои замечания по разным разделам проекта.

Как рассказала “Улпрессе” председатель комиссии и зам председателя единого Градосовета, бывший министр строительства региона Татьяна Тарасова, обсуждение идет конструктивно: часть замечаний проектировщики принимают, часть отвергают, но тогда от них требуется обоснование своей позиции:

“Архитекторы говорили, например, про то, что нужно с Президентского моста обязательно предусмотреть участок для трамвая по улице Юности до пересечения с проспектом Нариманова… Были предложения сделать развязку в нескольких уровнях на площади 30-летия Победы. Мы на комиссии это предложение отклонили. Но какими-то они и настаивают, что надо в двух уровнях. Например, на выезде из города в сторону Московского шоссе, в сторону аэропорта, потому что так предусмотрено федеральными схемами транспортной инфраструктуры”.

Проектировщики исходят из прогноза развития Ульяновска, при котором население города с 644 тысяч человек вырастет до 650 тысяч к 2035 году и до 660 тысяч – к 2045-му. 2045-м ограничено и планирование.

При этом, говорится в текстовой части проекта, запланирован рост обеспеченности ульяновцев жильем с 31,2 м2 на человека до 49 м2.

“В результате мероприятий стратегического планирования Ульяновск позиционируется как «Город будущего» с внедрением новых технологий во все сферы городской жизни и обладающим творческим, активным и предприимчивым населением, помнящим свою историю и активно сотрудничающим со всеми городами Приволжского федерального округа в интересах города Ульяновска и всего Поволжья”, – отмечается в документах.

Ожидается, что большая часть населения разместится в Заволжье и Засвияжье. Произойти это должно за счёт освоения свободных территорий для среднеэтажной и многоэтажной застройки:

“В основном площадки нового строительства предусматриваются в восточной части Заволжского района, а также площадки примыкающей к территории бывшего арсенала.
Засвияжский район планируется рассматривать, как перспективный в развитии в основном среднеэтажной 5-8 этажей и многоэтажной выше 9 этажей жилой застройкой. Также в районе предусмотрено несколько территорий для индивидуального жилищного строительства.

Территориальное развитие площадками перспективного жилищного строительства в западном и юго-западном напралении планируется в Железнодорожном районе. Площадки индивидуального жилищного строительства предусмотрены рядом с. Луговое, п. Плодовый, село Белый Ключ, среднеэтажной 5-8 этажей и многоэтажной выше 9 этажей ближе к основному массиву существующей городской застройки.

Ленинский район планируется осваивать в большей степени индивидуальным жилищным строительством, площадки предусмотрены возле с. Карлинское и с. Лаишевка. В центральной части городской застройки предусмотрены площадки под комплексное развитие территории (далее – КРТ) в основном среднеэтажными жилыми домами не выше 8 этажей”.

В числе планируемых к строительству объектов в городе в соцсфере прописаны несколько десятков детсадов, порядка 20 школ, пяти центров детского творчества, около 15 клубов, социокультурных центров, библиотек, а также реконструкция Аксаковской библиотеки и строительство в центре здания Губернаторской школы искусств. Планируется возведение 15 ФОКов, создание нескольких скверов и других зон рекреации, например, у Осинового озера в Железнодорожном районе. Также прописываются стройки медучреждений: поликлиники на Нижней Террасе и в Засвияжье, инфекционная больница, корпуса онкодиспансера, психиатрической больницы, облбольницы и клиники имени Чучкалова. Помимо прочего, речь идет о расширении территории Ульяновского палеонтологического заказника, который начинается от Ундор – до Ленинского района города.

Состояние транспортной сети Ульяновска красноярские проектировщики характеризуют как проблемное:

“Транспортные проблемы МО «город Ульяновск»:
– параметры части магистральных улиц не в полной мере соответствуют принятой категории;
– недостаток магистральных связей в Ленинском районе;
– недостаток транспортных связей между Засвияжским и Железнодорожным районами”.

С опорой на федеральные планы прогнозируется электрификация железной дороги на участке Кандры – Инза, идущем через Ульяновск, и строительство вторых железнодорожных путей на участке Чишмы – Ульяновск. Для развития водного транспорта и туризма планируется обеспечить остановку самарских и казанских “Метеоров” не только в Ульяновске, но и в Старой Майне, Новоульяновске и Сенгилее.

В Ульяновске предлагается построить второй речной вокзал – с другой стороны Императорского моста. Из глобальных дорожных планов – строительство “дальнего западного обхода” в объезд Лугового, Центрального аэропорта и Баратаевки с выходом на трассу от Лаишевки.

Для развития транспорта в городе предлагается два варианта. Первый – это увеличение протяженности рельсовых путей, в том числе пуск трамвая по Президентскому мосту:

“Для развития трамвая в городе, предлагается простроить сеть трамвайных линий, с выходом по Президентскому мосту в Заволжский район города Ульяновска, а также продление трамвайной линии до п. Ишеевка, в микрорайон Юго-Западный и с. Кротовка”.

Альтернатива – развитие скоростного автобусного сообщения, с включением в него экспрессов метробусов и электрических дуобусов:

“Развитие городских пассажирских безрельсовых видов транспорта в городе Ульяновске, в перспективе, предлагается по двум основным направлениям: автобус и троллейбус, использующие обычные маршруты движения и расстояния между остановками (400-600 м), и автобусы – магистральные экспрессы (метробас), движущиеся по выделенным полосам с увеличенным расстоянием между остановками (600-1800 м). С магистрального экспресса можно на пересадочной остановке пересесть на местный маршрут. Для метробаса на улицах города выделяются полосы для движения в каждую сторону. Другой вид транспорта на эти полосы, кроме общественного, не допускается”.

При этом в дорожной сети предлагается прописать две линии городского эстакадного транспорта:
– от проектируемого автовокзала в микрорайоне “Новый город”, по южной стороне пр-кта Ленинского Комсомола, через проектируемый главный общественный центр Заволжского района, по северной стороне улиц Деева и Врача Михайлова, по Президентскому мосту по оси пр-кта Нариманова (вариант – по ул. Ватутина),
– по ул. Минаева, северной стороне Московского шоссе до главной проходной Ульяновского автомобильного завода, восточной стороне Западного бульвара, ул. Пугачева, ул. Александра Невского, южной стороне ул. Промышленной, восточной стороне ул. Рябикова – ул. Горина.

Для пересадки с одного вида транспорта на другой предусмотрено создание ТПУ в разных районах города.

Одно из уже высказывавшихся замечаний к проекту Генплана – отсутствие детализированных зон застройки. На территориях, не предназначенных под промышленность, сельское хозяйство или рекреацию, выделяются только зона смешанной и общественно-деловой застройки (филолетовая) и зона специализированной застройки (сиреневая). По словам Татьяны Тарасовой, таковы требования классификатора зон, принятого минэкономразвития:

“Эти зоны установлены в соответствии с классификатором, утверждённым минэкономразвития. Это не проектировщик придумал, это ему и всем регламентировано документом, принятым на российском уровне”.


Карта в полном размере – по ссылке на ФГИС ТП.

Более детальное регулирование застройки, по словам Тарасовой, должно быть прописано в Правилах застройки и земплепользования, которые “Красноярскгражданпроект” разрабатывает параллельно Геплану. Приниматься они должны следом за Генпланом. Одним из новшеств документов будут границы зон с координатами, поставленные на учет в ЕГРН. Это позволит снять споры о том, где именно какая зона заканчивается.

Параллельно с ульяновскими архитекторами проект ульяновского Генплана изучили в федеральных органах власти. Замечания возникли сразу у нескольких ведомств: миноброны, минприроды и минобрнауки.

Но в итоге в целом минэкономразвития РФ выдало заключение о согласии с проектом при условии, что все замечания к нему будут сняты до утверждения.

“Это важно, потому что они не всем регионам дали такое заключение. Значит, они считают, что этот проект можно доработать и как бы пускать его в жизнь”, – объяснила Татьяна Тарасова.

Эскизы – АО “Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект».