ПАТП-1 задолжало по лизинговым платежам за приобретенные два года назад 50 автобусов около 60 млн рублей. Как итог – риск ареста транспортных средств. Пока ситуацию урегулировали: лизинговой компании пообещали оплатить долг до конца года. Однако снова встал вопрос – что будет дальше с предприятием, которое в буквальном смысле не вытягивает и остается убыточным.

Работу ПАТП-1 обсудили на заседании рабочей группы по проблемам в сфере работы общественного транспорта при Общественной палате Ульяновской области, модератором выступил Риас Камаев.

– Больше 30 единиц в автопарке стоят сломанные – нет денег на ремонт. Нам рассказали, что в зиму закупили колеса для четырех автобусов, и этим гордятся. Директор ПАТП-1 Иван Павлов давно должен был предоставить программу развития предприятия на 2024-2026 годы, есть якобы три разных ее вида. Но в Общественной палате ее никто так и не видел, так что, считайте, ее нет. Что скрывают – непонятно, рассказал Камаев.

Более того, чуть не дошло до ареста автобусов. Напомним, в начале 2023 года ПАТП-1 провело аукцион на закупку в лизинг 50 новых транспортных средств средней вместимости. Контракт на 935,141 млн рублей на срок до конца 2029 года заключили с московской компанией «Техтранслизинг». По словам Риаса Камаева, у предприятия сложилась задолженность по лизинговым платежам. В итоге от компании пришло письмо (его показали на заседании рабочей группы), что в Ульяновск выехал сотрудник, который должен был опечатать автобусы, чтобы те не покидали территорию ПАТП.

Первый заместитель генерального директора ПАТП-1 Людмила Кубрина заверила общественников, что угроза ареста до 27 декабря снята. По ее словам, достигнута договоренность, что необходимая сумма обязательного платежа (около 60 млн рублей) до конца года будет внесена. Гарантийное письмо подписал министр транспорта Евгений Лазарев. «Перебоев в осуществлении перевозок предприятие не допустит», – заявила замдиректора предприятия.

Камаев отмечает, что предприятие убыточное, и судьба его может быть печальной: «Не хочется, чтобы ПАТП-1 развалили или обанкротили».

– Стоимость проезда даже наполовину не компенсирует затраты. Государственный транспорт должен субсидироваться. Плюс был заключен действительно кабальный лизинговый договор. Я хочу поднять вопрос на заседании заксобрания – почему у нас не внедряют брутто-контракты*, по которым пошли в Твери, Перми. Мне кажется, это могло бы спасти положение, – считает общественник.

*Брутто-контракты – это модель, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Оплата их работы зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.

Также, по словам Камаева, надо провести полный аудит автопарка ПАТП-1: посмотреть, сколько реально в нем транспортных средств, какие из них на ходу. «А то бывает, что один автобус сломается и его разбирают – он выступает донором для других».

Напомним, ПАТП-1 уже было в предбанкротном состоянии. В октябре 2022 года иск в Арбитражный суд подала столичная лизинговая компания «СТОУН-XXI». Она потребовала взыскать с ПАТП-1 задолженность по договору лизинга — более 25,7 млн рублей (речь шла о закупленных для предприятия в 2019 году автобусах СИМАЗ). Тогда предприятие долг оперативно погасило. В сентябре 2023 года кредиторы снова подали иск, в качестве третьего лица выступила налоговая служба. Сумма исковых требований составила 19,4 млн рублей. 18 декабря Арбитражный суд Ульяновской области отказал в признании ПАТП-1 банкротом: его долг также погасили – на это ушли средства из бюджета.

Предприятие на протяжении многих лет работает с убытком. По информации из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, выручка предприятия за 2023 год составила 207,2 млн рублей (в 2022 — 118,5 млн), себестоимость продаж — 482 млн (252,2 млн годом ранее), убыток за прошлый год составил 65 млн рублей – чистая прибыль упала на 1552%.

Счетная палата публиковала данные, что просроченная кредиторская задолженность ПАТП-1 на 1 октября 2023 года достигла 84,7 млн рублей (за 10 месяцев выросла более чем в 10 раз), а долги по лизинговым платежам тогда составляли 40 млн рублей.

Как рассказал Улпрессе руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров, сегодня ПАТП-1 выполняет до 85% рейсов. В сентябре было меньше – госперевозчик порой не выполнял до половины рейсов. Причина – нехватка людей, плюс из-за несвоевременного обслуживания ломаются автобусы. Тогда Эмиров рассказывал, что каждый день ПАТП-1 должно выпускать на маршруты 72 автобуса, а на деле их было 45-55.

– По-прежнему на предприятии острая нехватка водителей – для того, чтобы обеспечить работу по графику и без переработок, по моим данным, их нужно порядка 30, – пояснил директор МКУ.

Кстати, сейчас на ПАТП-1 предлагают зарплату от 90 тысяч рублей.

Эмиров также рассказал, что до конца 2024 года будет объявлен конкурс на все маршруты, которые обслуживает ПАТП-1 (20, 28, 30, 66).

– Это обычные, традиционные конкурсные процедуры, участвовать в которых могут все желающие, – уточнил руководитель МКУ.