Руководитель дирекции ИТ-подбора и аутстаф-менеджмента в Альфа-Банке Владимир Демченков предрек в своем Телеграм-канале «конец айтишного пузыря». По его мнению, чем сильнее дефицит кадров, тем лучше ситуация в айти – для работодателей. Зарплаты растут уже не огромными темпами, рынок вернулся в реальность, миллионные зарплаты разработчикам не светят. Узнали, согласны ли с ним представители ульяновских ИТ-компаний, и уточнили актуальную потребность в айтишниках на местном рынке.
Завлекают ДМС и престижем
«На фоне тотальной нехватки специалистов к айтишникам стали относиться чуть спокойнее. Рынок вернулся в реальность, зарплаты перестали расти со скоростью света прямо во время собеседования, можно выдохнуть… Уже можно не бояться, что разработчик с окладом в 300 тысяч через год будет стоить лям. Потому что в дефиците теперь не только айтишники, но вообще все специалисты, так что и отношение к ним выровнялось. Тут либо всем платить миллионы, либо никому», – написал Демченков.
Также, по его мнению, сегодня сложился еще один тренд – рынок начал двигаться в сторону качественного ИТ-образования: «Подключились все: работодатели, частники, вузы, государство. Стали появляться нормальные программы, где обучают востребованным навыкам. Чем больше хороших айтишников, тем меньше дефицит, спокойнее рынок, тем больше классных продуктов мы сможем делать», – отмечает эксперт.
Согласны ли с этим мнением ульяновские айтишники? Основатель ITECH.group Александр Щербина считает, что «дефицит опытных специалистов был и есть»:
– Возможно, сейчас это не так остро, как было. Но, тем не менее, искать «хороших» специалистов не стало проще. К нам идут, потому что у нас команда специалистов, у которых можно поучиться, есть большие и интересные проекты, а в коллективе очень весело и интересно. Зарплаты же, как и везде, будут расти, я уверен в этом на 100%.
Генеральный директор компании Intelsy Николай Фетюхин в целом согласен с мнением коллеги, что рынок встал, и есть определенное «снижение градуса»:
– На мой взгляд, в этом году зарплаты выросли меньше, чем в 2023-м – на 15-20% против прошлогодних 30-40%. В целом, раньше некоторые позиции на кадровом рынке просто отсутствовали, потому что все специалисты были разобраны, а сейчас они появились. Кадровая ситуация в ИТ-сфере стабильно тяжелая. Но я бы назвал это не дефицитом, а потребностью в хороших специалистах. Она была и есть во всех бизнесах, где я участвовал последние лет 20. Хороших разработчиков не хватает всегда, потому что их по-прежнему мало. Та же ситуация и в продажах, и в менеджменте.
Ведущий системный аналитик Ашан, бывший генеральный директор SEO.RU Дина Чёрная считает, что сегодня сложился дефицит не специалистов вообще, а уровня Senior (самых опытных в команде):
– Общий уровень качества хромает. Много джунов (Junior – начинающих специалистов – прим. ред.) после курсов, много формально заявленных миддл-специалистов (работают давно, есть целевой опыт). Мало крепких сеньоров. Софт скиллы все чаще очень слабы, люди плохо усваивают знания. В итоге мы имеем много специалистов, которые формально по опыту очень даже сеньоры (6+ лет в профессии, разносторонний опыт), а по факту – пре-миддл: на деле на всех местах выполнял типовую работу, не развивался, кругозор в профессии узкий, а самомнение уже высокое.
Рост зарплат, по мнению Дины, остановился: перспективы напрямую упираются в экономическую ситуацию.
– Пока внешнеполитические волнения продолжаются, и фокус государства – на ВПК, не связанные с ним отрасли не получают достаточного роста объемов денег. Когда ситуация стабилизируется, возможно, зарплаты подрастут на корректировку инфляции. Но на драматический рост, как раньше, я бы не рассчитывала. При этом стоит отметить, что в ИТ зарплаты все-таки высокие относительно других отраслей, – считает эксперт.
Директор АНО «Ульск.ИТ», председатель оргкомитета международной IT-конференции ULCAMP Илья Валкин говорит, что гонка зарплат, заманивания и переманивания специалистов сегодня действительно остановилась:
– Дальнейший рост был бы уже не совсем адекватной историей – есть зарплаты и за 200, и за 300 и даже 400 тысяч рублей. Повышать еще больше компании уже психологически не готовы. Здесь есть и другие факторы – в том числе, что зарплаты российских айтишников стали выше, чем у коллег из стран ближнего зарубежья. И многие компании начали нанимать команды из Казахстана, Молдовы, Белоруссии, уровень которых не ниже, чем у россиян. В целом, сегодня границы размазаны, многие корпорации собирают отделы без обязательного физического присутствия в офисах. И от этого страдают региональные компании. Если в Ульяновске кто-то захочет набрать крупную команду разработчиков именно в офис, это будет очень непростая задача.
Помимо зарплат, сегодня хороших специалистов завлекают ДМС (его предоставляют не только членам семьи айтишника, но даже домашним питомцам), престижем в «тусовке», внутрикомандным развитием, комьюнити, комфортной дружественной атмосферой, чтобы работа нравилась, а не напоминала труд раба на галерах с последующим выгоранием.
Пять лет – слишком много
С кадровым дефицитом компании пытаются бороться сами – посредством корпоративного обучения.
– С начинающими джунами проблем нет, напротив, они сталкиваются с проблемой найти работу без опыта – возиться с ними хотят далеко не все. Но тенденция уже яркая: крупные федеральные корпорации организуют свои стажировки, внутреннее обучение, выращивают специалистов «под себя», – отмечает Валкин.
Опыт обучения «своих» специалистов есть в Intelsy. По словам Николая Фетюхина, в компании есть образовательная лицензия; тем, кто учится, выплачивается стипендия. Процесс занимает полгода, по итогам специалиста могут взять в штат.
– В целом, вузам нужно сказать большое спасибо: все, кого они учат, точно нужны. Другой вопрос, что высшее образование длится пять лет. И для части специальностей так долго учиться не нужно. Например, для фронтенд-разработчика, тестировщика, бизнес-аналитика, дизайнера достаточно года. Но это задача не вузов – они должны воспитывать инженеров, которые обладают системными мышлением и подходом. А потому у нас не хватает средних учебных заведений, которые бы обучали узких специалистов, по потребности бизнеса, в пределах двух лет. Эту нишу компании пытаются закрывать своими образовательными активностями, – говорит Фетюхин.
Дина Чёрная отмечает, что для того, чтобы специалист был востребован, нужно учить самой методике обучения, чтобы у него сформировалась практика самостоятельно учиться в будущем; системному и критическому мышлению.
– Также необходимо учить базовым принципам вроде ООП и чистого кода, архитектуры компьютера и информационных сетей, без попытки обязательно угнаться за современными языками и инструментами – нужна историческая база и понимание устройства вещей, а языки выучат сами. Должно быть изучение agile для управления разработкой, некоторых наиболее популярных сегодня, но наиболее стабильных и старых языков вроде python, C-семейство, Java, JavaScript. И, наконец, обязательны навыки коммуникации: работа в группе, презентация материалов, публичные выступления, – считает Дина.
Обелились и выплатили 1,8 млрд
Сегодня в Ульяновской области айтишников готовят три вуза (УлГТУ, УлГУ и Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ), а также семь учебных заведений среднего профессионального образования. По словам министра цифрового развития региона Олега Ягфарова, начиная с 2020 года, контрольные цифры по выпускникам в ИТ-сфере выросли на 45%. В одном техническом университете набор абитуриентов на ИТ-специальности с 2020 по 2023 год увеличился практически в два раза.
– Сейчас по айтишным направлениям высшего и специального образования в УлГТУ готовят в общей сложности более 2000 человек. В целом в 2023 году в регионе выпустились более 800 человек, получивших образование в ИТ-сфере. Из них 171 остался в регионе, 186 трудоустроились по специальности, но выехали за пределы Ульяновской области, порядка 170 ушли в армию, около 300 человек пошли учиться в магистратуру, – рассказал министр.
Ягфаров уточняет, что ситуация на рынке ИТ-специалистов поменялась. Раньше нужны были те, кто писал веб-страницы, занимался рекламой, разработкой игр. Сейчас идет упор на промышленное производство: это связано с ориентиром на полное импортозамещение в стране.
– И здесь наша задача сделать так, чтобы как можно больше выпускников остались в регионе. Наши вузы для этого тесно работают с предприятиями. Например, УлГТУ – с НПО «Марс», УлГУ – с «Авиастаром». Нам нужно выпустить как можно больше программистов и закрепить их у себя, чтобы они начали работать с промышленным сектором, – поясняет министр.
Сейчас в Ульяновской области зарегистрировано 1500 ИТ-компаний, в которых работает более семи тысяч человек. Средняя зарплата по отрасли, по данным за 9 месяцев 2024 года, – 124 тысячи рублей. «Но у сеньоров есть и зарплаты по 300-400 тысяч рублей – в регионах и в столицах она примерно сравнялась», – говорит Ягфаров.
ИТ-компании по-прежнему получают льготы – недавно для них продлили действие налога на «упрощенку» в размере 1%. Это, по словам министра, привело к обелению зарплат и увеличению НДФЛ – в прошлом году айтишники перечислили в бюджет 1,8 млрд рублей.
Ищут 112 айтишников
Вакансии в ИТ-сфере есть и в базе регионального Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов. Правда, зарплаты там поскромнее.
По данным на 12 декабря, из 16 тысяч свободных вакансий для трудоустройства, 112 представлены в сфере информационных технологий. Востребованные профессии – инженер-программист, системный администратор, менеджер по информационным технологиям, сетевой администратор, главный специалист, программист и прочие. Средняя зарплата по заявленным вакантным рабочим местам составляет 41 376 рублей.
ТОП-10 самых высокооплачиваемых вакансий в ИТ-отрасли в Ульяновской области
- Разработчик 1С, «БАЕВ-АЙТИ», 150 000 руб.
- Инженер-программист 1С, АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» – 150 000 руб.
- Начальник отдела информационных технологий, АО «УСК» Ульяновской области – 105 000 руб.
- Начальник управления информационных технологий, администрация МО «Чердаклинский район» – 73 000 руб.
- Менеджер по информационным технологиям, ИП Кузьмина Н.Г. – 60 000 руб.
- Системный администратор, ООО «САН МАРКО» – 60 000 руб.
- Техник отдела информационных технологий, АО «УСК» Ульяновской области – 48 400 руб.
- Главный специалист-эксперт отдела эксплуатации средств вычислительной техники, «ОСФР по Ульяновской области – 45 000 руб.
- Главный специалист отдела информационных технологий и защиты информации, ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» – 44 040 руб.
- Сетевой и системный администратор, филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Ульяновской области – 42 000 руб.