В 2025 году в Ульяновске и по всей области планируется внедрить АСУОП – систему учета пассажиров общественного транспорта и автоматизированной оплаты проезда. Предполагается, что недешевое оборудование в автобусы и электротранспорт за свой счет поставит оператор системы. Для несогласных с цифровым учетом перевозчиков могут ввести административную статью. Как система должна работать и почему частники выступают против ее внедрения – в нашем материале.

Мэрия Ульяновска и облправительство одновременно опубликовали проекты постановлений о единых автоматизированных системах учёта пассажирских перевозок и оплаты проезда на автомобильном транспорте. Областной проект постановления касается межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории региона. Городской – муниципальных маршрутов регулярных перевозок авто- и электрическим транспортом.

Согласно областному проекту, оператор системы должен быть определен в результате конкурса. Выпуск транспортных карт и внедрение необходимого для работы системы оборудования должны идти за его счет. Он также оборудует транспорт перевозчиков по договорам о присоединении их к системе учета.

Оплата проезда через систему должна быть возможна с помощью банковской карты, мобильного приложения, Единого социального билета или транспортной карты. Оператор обязан будет передавать данные по зарегистрированным транспортным картам и поездкам по ним и обеспечить учёт денежных средств, полученных в результате оплаты проезда. Полученные с оплаты проезда средства он должен перечислять “перевозчикам за вычетом вознаграждения Оператора, размер которого устанавливается договором о выполнении функций Оператора Системы и исчисляется от суммы каждой транзакции, сформированной в Системе в результате совершения пассажиром операции по оплате проезда в транспортных средствах перевозчика с применением терминального оборудования”. Согласно критериям отбора оператора, наибольшие преимущества на конкурсе получат участники, согласные на вознаграждение в 1-3% от суммы транзакции.

Присоединение перевозчиков к системе в областном проекте постановления прописывается как обязанность. Как уточнили “Улпрессе” в минтрансе, в связи с планами внедрения АСУОП запланирована и разработка проекта закона Ульяновской области «О внесении изменения в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», предусматривающего ответственность за непередачу в региональную навигационно-информационную систему информации о не предоставлении возможности оплаты проезда безналичным способом.

Проект по городскому общественному транспорту в целом аналогичен областному, но при этом в критериях отбора оператора системы указывается, что установка терминального оборудования перевозчику возможна и на возмездной основе.

На вопрос об обсуждении новой системы с перевозчиками в минтрансе ответили, что проект прошел процедуру оценки регулирующего воздействия – этого достаточно:

“Проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Ульяновской области для оценки регулирующего воздействия и разбит на два этапа с связи с процедурой ОРВ : 1 этап 08.10.24 – 17.10.24 и 2 этап 18.10.24 – 01.11.24. Данная процедура предусматривает ознакомление с проектом данного постановления всех заинтересованных лиц”.

Городской проект был опубликован для проведения оценки регулирующего воздействия с 26 ноября по 9 декабря. Как сообщил “Улпрессе” директор территориального отраслевого союза работодателей “Транспортный альянс” Святослав Малаев, отдельно о начале процедуры обсуждения проекта перевозчики проинформированы не были. Проект постановления на сайте мэрии они обнаружили фактически случайно. С отдельными его положениями, а также с необходимостью внедрения в ближайшее время представители “Транспортного альянса” оказались не согласны.

По словам Малаева, внедрение системы и услуги эквайринга от оператора системы приведет к очередному повышению стоимости проезда. По его оценкам, внедрение терминалов для оплаты проезда на одном автобусе может стоить до 30 тысяч рублей, и эти расходы в том или ином виде лягут на перевозчика.

Ознакомившись с проектом, ульяновские перевозчики обратились с протестом в прокуратуру, а также в городское управление дорожного хозяйства. Вопрос о нем также рассматривался на профильном комитете Гордумы. Решено было создать рабочую группу, которая займется более глубоким изучением темы.

При этом, по информации минтранса, система для межмуниципальных маршрутов будет запущена во второй половине 2025 года. Внедрение должно быть постепенным:

“Монтаж, настройка и подключение терминального оборудования в салонах транспортных средств будет осуществляться планомерно по мере заключения Оператором Системы соответствующих договор в соответствии с постановлением правительства Ульяновской области «О единой автоматизированной системе учёта пассажирских перевозок и оплаты проезда на автомобильном транспорте по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях на территории Ульяновской области».

В мэрии отмечают, что в первую очередь внедрение системы планируется на маршрутах, работающих по регулируемому тарифу, на остальных маршрутах оно будет возможно уже после окончания сроков действия свидетельств и перевода на регулируемый тариф.