Вышла в свет замечательная книга: «Дмитрий Ознобишин. Городок». Составители, авторы комментариев – хорошо знакомые ценителям истории родного края Владислав Викторович Ястребов и Наталия Васильевна Бороденкова. Дмитрий Петрович Ознобишин (1804-1877) – известный симбирский поэт, писатель, переводчик, собиратель фольклора, этнограф, общественный деятель. Полагаю, слово «симбирский» в данном случае указывает главным образом на место рождения и постоянного жительства. Если же говорить о значении Ознобишина, то он, несомненно, был автором всероссийского масштаба, повсеместно пользовался широкой известностью. Современники причисляли его к числу лучших отечественных поэтов. На стихи Ознобишина сочиняли романсы самые прославленные композиторы России. Произведения Дмитрия Петровича – стихотворные и прозаические – печатались во многих альманахах, сборниках, симбирских и столичных периодических изданиях. Был издан ряд переводов Ознобишина, причём не только с европейских языков. Он интересовался восточной культурой, переводил с арабского, персидского, татарского и др.
При жизни поэта так и не увидела свет книга его стихов. Но Дмитрий Петрович, человек в высшей степени скромный, не видел в этом «существенной потери для отечественной литературы».
Получив прекрасное образование, рано оставив службу, Д.П. Ознобишин немало путешествовал по России, посетил многие страны. Николай Михайлович Языков писал в поэтическом послании другу:
Где ты странствуешь, где ныне,
Мой поэт и полиглот?..
Женившись, Ознобишин поселился в своём имении в Симбирской губернии и всецело посвятил себя творчеству. Состоял членом нескольких учёных сообществ. Активно участвовал в общественной жизни Симбирска и губернии, входил в состав ряда обществ и комитетов, часто публиковался в местной газете.
Но не буду утомлять читателей пространным рассказом. Ведь речь сегодня идёт о новой книге. А желающие могут прочитать по ссылке мою статью о жизни и творчестве Д.П. Ознобишина, опубликованную в группе 3 октября 2017 года:
m.vk.com/wall-107791040_796
В новую книгу, всего несколько дней назад полученную из типографии, вошли как тексты о Д.П. Ознобишине, написанные в современную ему эпоху, так и сочинения самого Дмитрия Петровича. Хотел бы подчеркнуть две особенности, сразу обратившие на себя внимание.
Во-первых, составители не ставили перед собой задачи собрать все или хотя бы разноплановые по содержанию сочинения, дающие представление о многогранности интересов автора. Да и вряд ли это возможно было сделать в рамках сравнительно небольшой книги. В настоящем издании собраны именно краеведческие работы Ознобишина: описания Симбирска, его истории, отдельных селений, а также достопамятных событий, свидетелем которых довелось быть автору.
Во-вторых, в книге в основном приведены тексты в их первоначальной редакции: в том виде, как они были написаны или издавались при жизни Д.П. Ознобишина. При последующих переизданиях некоторые из них – по воле автора или издателей – претерпели существенные изменения. А некоторые из представленных в книге сочинения вообще публикуются впервые. Честь и хвала составителям!
В новую книгу вошли следующие прозаические и стихотворные произведения:
Биография Дмитрия Петровича Ознобишина. СПб, 1873.
Поливна.
Москвитянин, 1845, № 12.
Дворянские выборы в г. Симбирске (20 февраля 1862 года).
Сибирские губернские ведомости, 17 марта 1862 г.
Выставка сельских произведений в Симбирске, 1862 года.
Сибирские губернские ведомости, 13 и 27 октября 1862 г.
Исторический очерк города Симбирска, составленный 12 июля 1863 года…
ИРЛИ РАН. Текст ранее не публиковался.
Пребывание Государя Цесаревича Николая Александровича в Симбирске в 1863 году.
Симбирск, 1863.
Симбирский пожар 1864 г. (Рассказ семейный, не для печатного обнародования).
Отчёт о деятельности Симбирской губернской учёной архивной комиссии за 1904 год. Оригинал рассказа: ИРЛИ РАН.
Из Симбирска [после пожара 1864 г.].
Московские ведомости, 3 сентября 1864 г.
Городок (Сказочка) [стихотворение].
Литературная библиотека, 1867, № 5.
Холера (Симбирск, 1866 год) [стихотворение].
ИРЛИ РАН.
Стихи, произнесённые на столетнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина в Симбирске 1 декабря 1866 года.
Симбирский юбилей Николая Михайловича Карамзина. Симбирск, 1867.
Симбирская губернская земская сессия, окончившаяся 19 декабря 1874 г. [стихотворение].
ИРЛИ РАН.
Д.П. Ознобишин (некролог).
Московские ведомости, 14 сентября 1877 г.
Как и во всех книгах, написанных или подготовленных к печати В.В. Ястребовым, здесь большое число комментариев, пояснений, дополнений, поправок, ссылок. Кроме постраничных ссылок в книге содержится обширный глоссарий (стр. 218-316). Есть и написанное составителями предисловие «Выдающийся человек Симбирского края».
Всего в книге «Дмитрий Ознобишин. Городок» 328 страниц. Большое число иллюстраций: фотографии, репродукции, страницы оригинальных изданий и др. Тираж 150 экземпляров. Книга отпечатана в типографии «Мастер-Студия», Ульяновск.
Книгу «Дмитрий Ознобишин. Городок» можно приобрести у Владислава Викторовича Ястребова. Стоимость 1.200 рублей за один экземпляр.
Телефон:
+7 (908) 479-33-55
Электронная почта:
yastrebov73@gmail.com
* * *
В завершение – немного из сочинений Дмитрия Петровича Ознобишина, включённых в новую книгу.
«Исторический очерк города Симбирска», написанный в 1863 году к приезду в город наследника престола, ранее не издавался. Текст хранится в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук.
Современный читатель, знакомый с историей Симбирска, найдёт в тексте немало ошибок и неточностей. На многие из них указано в сносках, которыми пестрят страницы «Исторического очерка».
Однако, сочинение представляет определённый интерес, как одно из ранних исторических описаний Симбирска. К тому же текст написан до пожара 1864 года, значительно изменившего облик города.
Ознобишин Д.П.
Исторический очерк города Симбирска.
(ИРЛИ РАН. Ф. 213, Д. 32. Публикуется впервые [фрагмент]).
Исторический очерк города Симбирска, составленный для Его Императорского Высочества Государя Цесаревича Николая Александровича,
Действительным членом императорских обществ: московского Любителей российской словесности, казанского Любителей словесности и датского Общества северных антиквариев
Д. П. Ознобишиным.
12 Июля 1863 года.
[…] Та же беспощадная рука времени изгладила и в Симбирске его двойные укрепления. На высокой горе, по венцу его, находился собственно город, или кремль. […]
Вокруг этого города был посад, объединённый стеной, рвом и валом, позади этой стены находился острог. Бедные остатки этих укреплений, по свидетельству старожилов, видны были и в начале нынешнего столетия. Крепость, стоявшая на горе, была квадратная, четвероугольная, длиной во все стороны в 200 [ок. 427 м. ], а шириной в 800 сажень [ок. 1.700 м. Вероятно, периметр] и находилась по прямой линии в 500 саженях [ок. 1.067 м.] от реки Волги. Окраина этой крепости шла по венцу горы от здания ныне упразднённого батальона военных кантонистов до нынешнего архиерейского дома и спускалась в противоположную сторону к церкви св. Илии Пророка [Владимирская (Ильинская) церковь] где, сохранило предание, были Спасские врата крепости. В воротах этих стоял образ нерукотворенного Спаса [Нерукотворный Образ Спасителя], ныне перенесённый в тёплый притвор Николаевского собора, к сожалению, не в древней простоте своей и старинном потемневшем от времени письме, но уже в ярко-поновлённом виде.
Этот древний кремль и опоясывавшие его укрепления верно служили свою службу в достопамятные октябрьские дни 1670 года, когда разбойничий атаман Стенька Разин, наполнив всю Волгу своими воровскими стругами и подступив с суши к Симбирску, обложил его, предводительствуя буйными скопищами разных инородцев и казаков, простиравшимися до 20 тысяч. Твёрдость воеводы Ивана Богдановича Милославского, в то время управлявшего городом, и храбрость подоспевшего из Казани на выручку осаждённым окольничего князя Юрия Барятинского спасли город, обречённый погибели. Как память этой достопамятной битвы, после которой дотоле непобедимый Стенька бежал вниз по Волге и улеглось поголовное восстание всего Поволжья, начиная от Нижнего до Астрахани, сохранился в тёплом Николаевском соборе серебряный со святыми мощами крест – дар благочестивого царя Алексея Михайловича [Напрестольный крест]. Этот крест в час осады, во время последнего всенародного крестного хода по городу, когда уже исчезала последняя надежда к его спасению, был несён вслед за хоругвями подле воеводы Милославского в ковчеге, изнутри украшенном серебряными листами с изображениями ликов святых угодников, и на этом ковчеге видна глубокая язвина, которую в нём оставила святотатственная пуля разбойника Стеньки Разина.
Гораздо позднее, почти через сто лет, в начале 70 х годов прошедшего столетия, когда уже не существовало ни кремля, ни городской крепости и народным волнением Пугачёвского бунта была охвачена вся юго-восточная часть России, в то страшное время, когда Емелька уже вступил в Симбирскую губернию и на своём пути предавал страшным пыткам духовенство, чиновников, помещиков и купцов, не щадя ни пола, ни возраста, но преследуемый войсками императрицы Екатерины II был оттеснён к Пензе, город Симбирск остался твёрд своей присяге и верноподданническому долгу. […]
* * *
В предисловии к книге «Дмитрий Ознобишин. Городок» составители написали: «Удивительно, но его подчас весьма злободневные заметки, написанные более 150 лет назад, порой ироничные, порой задумчиво-философские, оказываются достаточно современными. Время проходит, но суть вещей остаётся неизменной».
И это действительно так. Вот стихотворение Д.П. Ознобишина «Городок». Сатирическая (но и трагическая!) история (быль, не сказка!) о том, как чиновничья бюрократию, весь смысл своей деятельности видящая в писании бумаг, погубила целый город. Разве не актуально?
В книге приведён, видимо, первоначальный вариант текста, изданный в 1867 году. Мне же прежде доводилось читать более поздние редакции. И они значительно отличаются. Что-то, видимо, позже изменил сам автор. А может, и издатели приложили руку. Порой, казалось бы, незначительные изменения – скажем, замена одного слова – меняет смысл текста. Вот, например, город после пожара:
Ныне, был где монастырь,
Столб стоит, кругом пустырь;
Столб тот весь созжённый…
А в более позднем варианте так: «Столб тот без короны…».
Интересно, не правда ли? Несколько часов, забыв обо всем, увлечённо сравнивал тексты. Было о чём подумать.
Здесь «Городок» приведён из книги, более ранний.
ГОРОДОК (Сказочка)
Садитесь, детки, смирно в ряд!
Сказочку на новый лад,
Вам сказать хочу я.
Чур-же слушать! Ни гу-гу!
Шум подымете, не лгу,
Тотчас замолчу я!
Наверху приволжских гор
Зеленел когда-то бор,
Ветер выл без смены.
Вот, в средине пустыря,
Глядь поглядь монастыря
Поднялися стены.
Козней дьявола боясь,
Там, от мира затаясь,
Сестры приютились;
Вкруг чуваши и мордва,
Свой ясак платя едва,
Мирно заселились.
Не по дням, а по часам
Городок разросся там,
Ветреный – прозваньем.
Назван был ли так от гор,
Иль по милости сестёр, –
Смолчано преданьем.
Видел он набег татар,
Пало царство как болгар,
Как, в стенах Казани,
С Грозным юношей-царём
Задан был орде разгром
Вместо прежней дани.
Городок был сам в боях;
Охранял он царский стяг,
Жизни не жалея;
К Дону рыл высокий вал,
Чтобы в страхе он держал
Конников Гирея.
В буйный Разина набег
Поголовно собрал всех –
Весь свой муравейник!
Не робея пред толпой,
Крест взял в руки, дал отбой, –
И – бежал изменник!
Но страшней была пора
Как, под именем Петра,
Шёл Емелька с силой!
К городку он шайки слал
И свой путь обозначал
Кровью и могилой.
Пугачёва, в краткий срок,
В клетку запер городок –
И в Москву, – к поклону.
В герб за то царица-мать
Верному велела дать
Со столбом корону.
И, гордясь столбом своим,
Стал он зваться столбовым,
Вовсе не из чванства!
Много лет спустя затем,
Красовался титлом тем
Знатный род дворянства!
Уходил за годом год;
Много было воевод
В старом городочке!
Всех имён не перечесть!
А творили что? – Бог весть! –
Всё строчили строчки.
«Строчки!» – Да! Вам, дети, смех!
Но вот я сошлюсь на всех,
Что, иной порою,
Не одних был строчек ряд,
Взглянешь пристальней, стоят
Точки с запятою!
Страшный был от перьев скрип;
А, подумаешь, могли б
Сколько сделать дела! –
Оторвавшись от пера
И взглянувши, хоть с двора,
Жизнь как вкруг кипела!
Громко требовал народ:
«Дайте нам водопровод,
Не чернильной влаги!
На реках мы без воды!
Плохо будет! В час беды
Не спасут бумаги!»
И ответ им был на то:
«Есть распивочных вам сто,
А на вынос – страсти!
В час же огненной беды –
Чаны полные воды,
Три пожарных части!
Что соваться вам в дела!
Ведь без вас машина шла,
Так и не мешайте!
Сядьте в палки, в ералаш,
Охранять вас – долг ведь наш;
Спите, почивайте!..»
Шум был сильный в этот миг.
Много спору; крик затих;
Все поусмирели.
И, одним прекрасным днём,
Город выжжен был огнём
На одной неделе!
Где ж был тот из воевод,
Кто брался хранить народ –
Провиденья око?
…
Ныне, был где монастырь,
Столб стоит, кругом пустырь;
Столб тот весь созжённый;
И на нём слова: Не враг
Нас сгубил, а тьма бумаг,
Перьев миллионы!..
Сказку кончить мне пришлось!
Что ж вы, дети? Полны слёз
Глазки голубые!
Не печальтесь!
Бедный, ох! Но за голеньким есть Бог,
Царь и вся Россия!
(1866)
Книга «Дмитрий Ознобишин. Городок». Сост. Ястребов В.В., Бороденкова Н.В. Ульяновск, 2024. Обложка.
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 4-5. Выходные данные. От составителей (начало).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 6-7. От составителей (окончание). Биография Д.П. Ознобишина. 1873 (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 28-29. Поливна (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 34-35. Поливна (фрагмент). Дворянские выборы в Симбирске 20 февраля 1862 г. (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 102-103. Исторический очерк города Симбирска (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 152-153. Пребывание Государя Цесаревича Николая Александровича в Симбирске в 1863 г. (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 184-185. Симбирский пожар 1864 года (фрагмент).
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 198-199. Городок (Сказочка). Фрагмент.
Дмитрий Ознобишин. Городок. Стр. 316-317. Глоссарий (фрагмент). Содержание.
Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer