Под конец года мы уже традиционно встречаемся с мэром Ульяновска Александром Болдакиным. Приехавший из Подмосковья строитель по профессии получил местную прописку и считает себя полноценным ульяновцем. Говорили о том, почему главе города приходится лично, по ночам, инспектировать уборку улиц, как власти собираются вывозить по 100 человек с остановок, самокритике и договоренности с бизнесменом Долгановским по новой развязке на Дачный. В планах мэра – расчистить въезд в Ульяновск вдоль Московского шоссе, все же запустить троллейбусы между берегами, первым достроить новый мост через Свиягу, прийти к платным парковкам в центре и съесть в новогоднюю ночь баранью ногу. Подробнее – в нашем разговоре.

Убрать курмыши

Год назад задавала вам этот вопрос, и зададим снова: на ваш взгляд, изменилась ли качественно жизнь ульяновцев за год? Они стали богаче? Стал ли более доступен транспорт, а общественные пространства – комфортнее?

– Ульяновцы, как минимум, стали больше зарабатывать. Наши предприятия получили гособоронзаказы, стали поставлять больше компонентов, промышленность и экономика ожила. Мы получаем дополнительные доходы в бюджет – НДФЛ зависит от зарплаты. Так что с финансовой точки зрения стало лучше.

– Вы теперь ульяновец, который прописан и живет здесь, так сказать, не заезжий турист. Лично вы чувствуете, как меняется городская среда?

– Конечно. Мы каждый год вкладываем финансовые средства в благоустройство дворов, общественных пространств. Но еще есть много мест, где нужно приложить руку. Я хорошо понимаю, насколько важно первое впечатление при въезде в город. Начали на Нариманова убирать поросль на обочинах. Больше месяца бригады работают на правой стороне Московского шоссе, потом перейдем на левую сторону, чтобы было все образцово. Работы много – есть бетонные блоки у рынка, палатки за мясокомбинатом, которые нужно снести. Там есть курмыш, где стоят торгуют с машин – хотим либо заасфальтировать площадку, чтобы было все цивилизованно, либо, наоборот, убрать торговцев, сделать зеленый газон. Плюс там есть остановочные павильоны и площадки, где разрушились асфальт и борткамень, в том числе, где гостиница «Арт-Ульяновск».

В следующем году планируем построить развязку – сделать поворот на Дачный, где у нас вечные пробки. Я договорился с предпринимателем Вадимом Долгановским, он нам немного уступает территорию, которая у него в аренде. Благодаря этому расширится перекресток, чтобы можно было с двух полос уходить с Московского шоссе на Дачный. Плюс для тех, кто едет со стороны аэропорта, организуем дополнительные полосы с поворотом направо. Пока тут едешь, видишь всякую мелочевку – то борткамень недоделан, то еще что-то неухоженное…

Также в этом году у нас наступил переломный момент: уже нет раскопок, которые я увидел в самый первый год. Их делали Ульяновскводоканал, УльГЭС, оставляли после себя щебенку на проезжей части. Мы заставили их нанимать подрядчиков, чтобы они хотя бы магистральные дороги асфальтировали за собой в течение недели. Да, есть раскопки во дворах, в серых зонах, где еще не асфальтировали. Но на следующий год у меня тоже есть понимание, как эту проблему решить. Каждый должен заниматься своим делом: коммунальщики – ремонтом труб, а асфальтом – дорожники. Важна синхронизация процесса.

– Как будто едешь через промзону…

– Да, потому я понимаю, как и что нам здесь нужно сделать. Хочется, чтобы смотрелось как на Димитровградском шоссе – летом мы там косили, приводили в порядок деревья, теперь красоту будем наводить, марафет.

– Не раз на разных уровнях заявлялось о планах закупить при поддержке федералов 800 единиц общественного транспорта. Из каких потребностей сложилась эта цифра? На какой вид транспорта сделаете упор?

– Транспортный вопрос для нас самый сложный! Закупки будут проводиться в течение нескольких лет, но основной рывок мы планируем сделать на следующий год.  Президент дал поручение использовать списанные с регионов бюджетные кредиты для развития инфраструктуры. Сейчас ждем расшифровку, как это будет использоваться, на каких условиях, что нужно необходимо сделать, каких достичь показателей. Так что в планах на 2025 год большая закупка автобусов большой вместимости и троллейбусов. Пока  информацию о количестве разглашать не буду, но это сильно улучшит транспортное обслуживание.

– На что делается ставка – электротранспорт, автобусы?

– Мы закупим троллейбусы на автономном ходу, чтобы связать два берега и обеспечить движение по улицам Нового города, где нет контактной сети. Плюс автобусы большой вместимости, где можно сразу увезти 100 человек. За их счет будем решать проблему часа пик, когда битком забитые маршрутки идут мимо остановок.

В прошлом году мы обсуждали необходимость строительства участков контактной сети там, где ее нет – это новгородские новые микрорайоны, Нижняя терраса. Специалисты посчитали, что по трем небольшим участкам от проспекта Ливанова до Врача Сурова, вдоль «Прибрежного», на Туполева, который ведет на «Авиастар», нужно около 300 млн рублей. Я подумал, зачем тратить деньги на стройку, если проще и дешевле купить троллейбусы на автономном ходу и не привязываться к контактной сети.

С Дедом Морозом по мосту

– Александр Егорович, в прошлогоднем интервью вы упоминали в качестве одного из главных инфраструктурных проектов строительство путепровода с Промышленной на Хрустальную. Какова судьба проекта – он «в столе» или все-таки будет реализован?

– Насколько я знаю, губернатор нашел по нему у федералов поддержку. В следующем году мы заканчиваем три моста: минаевский, Смычки-Шевченко и Императорский. После того, как мы завершим два крупных объекта, нам обещали выделить средства на следующий год. То есть, первоочередно у нас так и остаются текущие стройки.

– Есть ли какие-то риски по срокам, деньгам? Когда ждать открытия переправ?

– Все будет зависеть от финансирования – средства практически полностью выделают федералы, наша доля всего 5-6%. На следующий год нам пообещали, что все деньги на достройку двух путепроводов будут предусмотрены в федеральном бюджете. Хорошо, если бы мы на 9 Мая, вместе с ветеранами, с военными, проехали по шевченковскому мосту. Я хотел до Нового года пройти с Дедом Морозом, Снегурочкой и мешком подарков по бетонным перекрытиям, но пока подрядчик занимается опалубкой, арматурой. Трудоемкий процесс, который немножко у нас сдвигается.

– А что по минаевскому?

– Там все идет по плану, балки меняют. Сейчас подрядчик выходит ко мне с инициативой полностью перекрыть мост, чтобы ускорить процесс. Я пока не соглашаюсь, потому что у нас будет коллапс. Я все-таки настроен на то, чтобы быстрее запустить шевченковский мост, а потом уже минаевский. И тогда дать возможность его перекрыть и работать в три смены, а не в две, как сейчас. Но эту стройку мы тоже планируем завершить в 2025 году.

– По укладке рельсов идете в графике?

– Да, хотим закончить эти работы до февраля. Рельсы, шпальная решетка, контактная сеть есть. Они спускаются с Минаева вниз. Это тоже большой скачок – будет две нитки, трамваи не будут стоять ждать. Плюс сразу же запустим три сцепки по два спаренных вагона. В час пик, когда на остановках ждет по 150-200 человек, их можно сразу увезти на двух сцепках.

– По Императорскому мосту. У экспертов есть вопросы к состоянию плит.

– Вопросы к состоянию плит и к стыкам у экспертов были с 2007 года, но их решение все откладывали и откладывали. И так получилось, что мне, как главе города, все это «счастье» досталось – критика, негатив, что мы ничего не можем сделать. Но по факту этот вопрос нужно было решать давно: обследование проходило в 2007, 2014, 2020-ом. Посмотрели – да, надо делать.

В итоге мы нашли компромиссы, преодолели сложности, набили шишки – это же не наш объект; плюс, у нас не было проектной документации, специалистов. Но сейчас понимание есть. По первой информации, что мне прислали, там уже несущий швеллер начал гнить. Я хочу посмотреть на опорную часть, насколько критичная там обстановка. Мы смонтировали аппарели, которые дают возможность перемещаться по Императорскому мосту и в то же время подрядчику проводить какие-то работы.

– Не получится ли так, что вы разберете эти швы, сделаете стыки, а основание будет гнить дальше, и это будет просто косметическое решение?

– Плиты моста примыкают к этим стыкам. Даже если мы к этому вернемся – а в следующем году нам, скорее всего, придется полностью обследовать мост, плиты никак не повлияют на новые стыки. Мы их соберем, и они останутся. Нужно будет асфальтовое покрытие вскрывать, старые плиты убирать, новые выкладывать и асфальтом подходить к стыку. Пойдем поэтапно, с учетом финансовых средств, которые губернатор помог получить.

Нитка до Ишеевки

– Можете ли дать оценку новому проекту Генплана? В него включили много интересного: например, в блоке по транспорту есть трамвайная нитка от Президентского моста, в юго-западный район, до Ишеевки, до Кротовки. Насколько это реально?

– Генплан – документ стратегический, он разрабатывается до 2035 года. И нужна какая-то стратегия по трамвайным путям и в Баратаевку, Кротовку, в Юго-Западный от вещевого рынка. Это не новый проект. Про Ишеевку речь идет с середины нулевых, когда в шамановские времена проложили дачную линию, и ее планировали продлевать вдоль кладбища как раз до Ишеевки. Ульяновский район – близкий к нам территориально муниципалитет, откуда на учебу и работу в Ульяновск ездит большое количество людей. Мы заказали аукционную документацию по разработке транспортной схемы, где большое значение будет уделено обследованию пассажиропотока. На ее основании будем понимать, какой транспорт нужно покупать, какой вместимости.

Здравый смысл должен быть в любых решениях. Нужно понимать, сколько это все будет окупаться и как использоваться. Возможно, проще докупить два автобуса, нанять двух водителей и расписание поменять, чтобы чаще ходили, чем прокладывать отдельную трамвайную нитку.

– Ждать ли нам платных парковок? И за чей счет – муниципальный или частных инвесторов?

– Парковки действительно дисциплинируют и наводят определенный порядок. Поэтому почему бы и нет? Платные парковки можно отменить, если это ситуацию усугубит. Но я считаю, что с бесплатными парковками в центре мы точно порядок не найдем. Поэтому думаю, мы к этому придем, может быть, дай бог, на следующий год.

За чей именно счет, пока рассматриваем. Если за муниципальный, то нам нужно будет закладывать средства. Пока мы финансирование не выделяли. Значит, как вариант, можно использовать средства концессионера.

– Почему отказались от предложенной ранее концессии?

– Условия были для нас неприемлемыми – слишком много обязательств для города. Мы, слава богу, не в лесу живем. Общались с коллегами из Чебоксар, Нижнего Новгорода. Саратов активно такой проект внедряет, Воронеж, так что есть возможность все это изучить. Понятно, что эталонный вариант – это Москва.

– Вопрос в тему – будет ли в Ульяновске служба эвакуации?

– Платные парковки завязаны с службами эвакуации, которые заодно смогут решать наши общие задачи, которые обычно возникают зимой. Здесь разные варианты рассматриваем. В том числе, дать эти полномочия Центру организации дорожного движения. Мы со своей стороны уже запросили коммерческие предложения на один эвакуатор, чтобы закупить его для муниципального предприятия «Правый берег». Эвакуаторы у нас есть, но хочется иметь еще и с вертикальной погрузкой, он более функциональный.

Ручной режим

– Вы выходите на ночные дежурства. Почему вам приходится в ручном режиме контролировать уборку города?

– Я люблю своими глазами посмотреть состояние дорог и сделать выводы, как мои подопечные подошли к выполнению задачи, как ее отработали, где недоработали. Плюс мне поступают сигналы от горожан, я заезжаю и проверяю, действительно ли так. Потому что не всегда, к сожалению, жители бывают правы, либо ситуация уже решена.

– В городской администрации за последний год была достаточно большая кадровая ротация. Как вы сейчас оцениваете свою команду? Можете положиться на человека и знать, что вы ему поставили задачу и он ее исполнит? Или все-таки приходится в ручном режиме все контролировать?

– Не зря говорят, что кадры решают все. Я убеждаюсь, что не хватает профессионалов с опытом работы. Например, по благоустройству. Взяли дорожника Максима Урачева с образованием, опытного. Ему не надо ничего объяснять, он уже погрузился в работу, знает нормативную документацию. Кажется, администрация стабильная, но все равно есть уходы.

– Дорожное управление у вас самое шаткое.

– Оно стратегически очень важное, и на него приходятся главные удары. Весной – ямочный ремонт, летом – строительный сезон. Сколько мы дворов заасфальтировали. Ребята выполняют большой объем работы, поэтому многие не выдерживают графика, интенсивности, кто-то критику не воспринимает. Каждый ищет более спокойную работу. Мы никого здесь не держим, при обоюдном согласии расстаемся, никаких обид.

– К слову, про критику. В рейтинге мэров Финансового университета вы в твердых середнячках – 50 место из 88. На начало года были на 59 месте. Эксперты отмечают, что вы обладаете “завидной самоиронией” в история с «Бургер Кингом». Вы читаете комментарии в соцсетях о себе?

– Если есть время. Я основные новости у тех, на кого подписан, прочитываю, могу где-то в комментарии зайти. Но вообще я критику воспринимаю как лекарство для чиновника. Если мне говорят, что-то не так, это моя недоработка.

Приведу пример. Прошелся под шатром на елке – видел ее только со стороны. Но всем говорят, что нужно зайти внутрь, чтобы ощутить красоту. Ко мне подходят женщина и мужчина, здороваются. Говорят: всегда гуляли на Новом Венце внизу, где детская площадка, а сейчас не можем пройти, там снег не почистили. Я говорю: понял, критику принимаю, уберем. Они ушли, я сел на машину, проехал туда, подъехал – территория не убрана. Мы сделали фотографии и на совещании это разобрали. Геннадий Алексеевич (Моргунов) рассказал, что там слишком крутой подъем и техника не может подняться, а вручную почистить эту огромную территорию гораздо дороже выйдет. Я посоветовал попробовать установить на трактор цепи. Попросил почистить, чтобы люди могли спокойно гулять. Поэтому для меня это не критика, а просьба.

– Было ли у вас в этом году управленческое решение, о котором вы пожалели?

– Когда мы первоначально планировали ремонт стыка на Императорском мосту, у нас не было проектной документации, мы не понимали, какой шов там использовать. Нам пришлось воспользоваться услугами специалистов, которые сказали: есть типовой стык, давайте его там используем. Мы его прописали в смете. А потом выяснилось, что у подрядчика есть проектная документация на ремонт этих стыков. Тогда я пожалел, что мы потеряли время, могли бы по этим чертежам сделать документацию, техническое задание и  торговать.

– Есть ли какое-то решение по кадетскому корпусу бывшего Суворовского училища и землей?

– Хотелось бы оживить это здание. Пока мысли теплятся, что можем туда завести учебное заведение – военное, межвузовский кампус, медфакультет УлГУ. По решению суда сейчас работают проектировщики, мы понимаем, что с каждым годом здание ветшает. Без региональной и федеральной помощи мы ничего не сможем сделать, даже хотя бы отремонтировать.

– Будет ли застройка на территории рядом?

– Все будет зависеть от того, кто туда придет. Рассчитываю, что получится сделать там школу – у нас переполнены все гимназии в центре,  и места для строительства новых школ щдесь нет. И с учетом этой концепции нужно будет распределять все остальное.

Блиц

– Как будете встречать Новый год?

– К сожалению, не со всей семьей, а очень бы хотелось. Приехал младший сын – хотел остаться до праздника. Но тренер позвонил маме (он у меня сильный футболист), и сказал, что он очень нужен, две последние игры важные, без него будет тяжело. Поэтому приняли решение, что сейчас приедет на несколько дней, улетит в Москву на выходные, поиграет, а потом вернется.

То есть встретим Новый год с дочкой, мамой, сыном, с супругой здесь, в Ульяновске. 31-го сходим с ними по городу погуляем, покажу шатер новый, световые фигуры. А утром первого числа, как обычно, с Андреем Владимировичем (Шафировым, главой пресс-службы, – прим.ред.)  объедем город, заслушаем доклады, что было в новогоднюю ночь.

Поделка от дочери на рабочем столе

 

– А под Новый год в баню ходите?

– Я не особый любитель, хожу, если только пригласят и не в сильно жаркую, иначе не совсем комфортно себя чувствую. Я больше любитель погреться.

– Какое ваше любимое праздничное блюдо?

– У меня супруга очень вкусный делает салат «Оливье» традиционный. И баранью ногу запекает. Супруга у меня из Узбекистана, там в основном едят говядину и баранину. И она меня приучила, хотя я баранину раньше не любил. Нужно знать, у кого покупать. У нас у соседа-дагестанца братья торговали вкуснейшей бараниной – это был просто шедевр.

– Что самое сложное в работе мэра?

– Кажется вроде простой вопрос… Сохранять баланс настроения в коллективе. Все люди разные, по-своему реагируют на замечания.

С каждым годом я все больше погружаюсь и вижу, куда нужно направить усилия, чтобы получить результат, который ждут от нас жители. Хочется сделать больше, но нет достаточных финансовых средств. У нас 5,5 млрд долга по коммерческим кредитам. В год на их обслуживание мы закладываем 500 млн рублей. Представляете, что можно было бы на эту сумму сделать? Мы бы давно решили транспортную проблему, привели в порядок дороги и дворовые территории. И вот это жалко и обидно, переживается тяжело – это деньги в никуда, мы их просто отдаем банкам.

– Если бы вы были не мэром, то кем?

– Я по профессии строитель, в этой сфере сегодня дефицит кадров, так что, думаю, нашел бы себя в строительной компании, например, руководителем объекта.