Пресс-служба городской администрации устроила своему начальнику стресс-тест: к интервью с Улпрессой мэра Александра Болдакина не готовили, о вопросах он заранее не знал. Мы не стали подводить итоги года сухими цифрами и формулировками. Говорили о личном (мало кто знает, что Александр Егорович любит месить грязь на эндуро мотоцикле) и темах, вызвавших за последние месяцы среди читателей резонанс.

– Подводя итоги: на ваш взгляд, изменилась ли качественно жизнь ульяновцев за год? Они стали богаче? Стал ли более доступен транспорт, а общественные пространства – комфортнее?

– Этот вопрос лучше не мне задать, а жителям. Конечно, наши предприятия немного подняли зарплаты. В связи с СВО оборонно-промышленный комплекс получил госзаказы и оперативно их выполняет. Между предприятиями началась живая конкуренция за каждого мастера, токаря, фрезеровщика. Сейчас эти профессии на вес золота, они нужнее, чем инженерно-технический персонал и руководители. Нужны живые руки.

Плюс у нас есть положительная динамика по количеству предприятий, которые подписали соглашения об увеличении зарплат на 15%. Но есть и те, кто отказывается такие соглашения с нами подписывать. Этот список мы направляем в прокуратору для проведения проверок.

Индексируем зарплаты сотрудникам муниципальных предприятий. У дорожников с 1 января они повысятся на 5,5%. Это небольшая надбавка, но если финансовые возможности позволят, увеличим еще и в конце года. Сейчас будем ориентироваться на то, чтобы они сами больше зарабатывали на коммерческих объектах за счет дополнительных услуг.

То есть в целом благосостояние наших жителей выросло.

Что по качеству городской среды. Каждый год мы благоустраиваем по 30 дворов и общественных пространств, это катастрофически мало. Куда бы я не заходил, везде требуется ремонт выходов из подъездов, освещения, проездов, детских площадок, машины ставить негде, нет опрятного вида. Алексей Русских давал поручение увеличить объем средств на ремонт дворов. Кое-какие планы есть, перечень составлен, если нам все подтвердят, то на следующий год постараемся все максимально сделать. Здесь рассчитываем на областную поддержку.

– Раз затронули тему дворов. Последний месяц в ЗСО горячо обсуждали запрет на работу рюмочных в жилых домах. Инициатива не прошла. Вы сами как относитесь к этому вопросу?

– Я за ЗОЖ. Тоже обратил внимание, что у нас много пивных магазинов, где можно купить все необходимое, чтобы приятно провести вечер. На днях на Аблукова открывал после ремонта спортивный клуби видел радостные глаза детей и родителей. Лучше бы вместо пивных делали больше таких залов. В помещениях на первых этажах – небольшие комнаты, но для детских групп на 5-7 человек этого вполне достаточно.

За этот год Алексей Гаев (Агентство городских инициатив) нарисовал много громких дорогих проектов: новый мост из Засвияжья в Киндяковку со спрямлением русла Свияги и продлением трамвайной ветки; реконструкция Железной Дивизии, набережная за 32 млрд рублей. Это всё сложите в стол?

– Первый инвестиционно привлекательный объект, который, считаю, необходимо делать, – путепровод с Промышленной в переулок Хрустальный. Сейчас утверждается проект планировки с экономическим обоснованием. Нам станет понятно, сколько этот объект будет стоить, чтобы заявиться федералам на финансирование. Проект будет иметь синергетический эффект. Даже при вводе в эксплуатацию новой дороги от Шолмова до Автозаводской останется проблема выезда из мкрн “Новая жизнь”. Плюс так или иначе возникнет необходимость ремонта моста на Инзенской-Камышинской, там есть проблема с железнодорожным тоннелем. При строительстве нового путепровода планируем связать улицу Шолмова, от Автозаводской, с Октябрьской, вдоль речки. Это будет параллельная улице Рябикова дорога. Сейчас там муниципальная земля, на которой находится пескобаза “Дорремстроя”, поэтому возможность такая есть. Дорога разгузит Промышленную, Рябикова и участок улицы Октябрьская от Западного бульвара до Терешковой. Есть перспектива вывести дорогу вдоль Свияги на минаевскую развязку. Были планы даже проложить дорогу вдоль берега, на Аблукова, и сделать перекресток. По сути перед “Аквамоллом” будет еще одна двухъярусная развязка с выходом на минаевский мост, Аблукова и Пушкаревское кольцо. По сути это дублер Рябикова – Октябрьская.

Что касается транспортно-пересадочного узла на Железной Дивизии. Он напрашивается, особенно в связи с развитиям авиационного комплекса, так как многие сотрудники ездят на “Авиастар” в том числе из Засвияжья. Но не думаю, что это завтрашний проект. При этом ремонт улицы в рамках проекта БКД делать нужно. Сами видите, в каком состоянии там асфальт и рельсо-шпальная решетка. Все это дело мне сейчас надо соединить. Плюс нужно ремонтировать рельсовое пространство на Спасской – там плитки выпадают. Когда еду – сердце кровью обливается. Хотелось бы там сделать ровное асфальтовое покрытие как на улице Ленина.

Все, что Алексей Владимирович (Гаев) делал, в том числе берегоукрепление склона, находится в проектной документации и на экспертизе. После получения документов у нас будет сформирован пакет, с которым мы сможем обратиться за выделением финансовых средств. Одно из обязательных условий – как раз наличие прошедшей госэкспертизы.

– После улиц Ленина и Федерации ждать еще локального преобразования других территорий? 

– Сейчас прорабатываем продление пешеходной улицы Федерации. Хотелось бы от нее пойти в круговую на Красноармейскую. Но пока вопрос в проработке, специалисты смотрят. Каких-то резких решений на следующий год пока не планируем.

– Есть ли деньги на завершение реконструкции минаевского моста и строительство новой переправы через Свиягу? Подрядчики укладываются в сроки? 

– Деньги однозначно есть, финансирование в бюджете следующего года предусмотрели. Это практически 1,5 млрд рублей на мост через Минаева и порядка 300 млн – на переправу в створе улиц Шевченко-Смычки. Работы не приостанавливаем. Почему сейчас выглядит так, как будто на объектах ничего не происходит? Там есть свои технологические процедуры и операции. Чтобы бетон набрал свою технологическую прочность, необходимо 28 дней. Только потом можно дальше поднимать тело опоры. Так же сейчас приступили к сооружению второй, малой кольцевой развязки с улиц Транспортная – Хлебозаводская.  По суду, за большие деньги (30 млн рублей) мы все же выкупили бывшую производственную базу. Собственник не хотел иметь дело с МБУ “Стройзаказчик”, для него было принципиальным, чтобы деньги перечислила администрация, из-за этого возникли небольшие проволочки. Сейчас там ведется демонтаж, будут перекладывать сети, идет забивка свай со стороны “Аквамолла”.

По мосту в створе Шевченко-Смычки заключено допсоглашение о сдаче объекта в марте 2024 года. По минаевскому мосту пока никаких соглашений о пролонгировании сроков нет. Да, были разговоры об опережающем завершении работ сначала в декабре 2023 года, затем  – в мае 2024. Сейчас контактный срок – 20 сентября 2024 года.

На новом мосту сейчас стоят все восемь опор, ведется работа по перекладке газопровода и высоковольтного кабеля. Плюс идет строительство локальных очистных сооружений. В районе автомеханического техникума отбили периметр, площадку 13 х 40 метров заградили шпунтами. Далее там вырыют котлован глубиной почти 15 метров. В нем разместят резервуары, систему переливах отсеков для сбора и отвода воды с моста. По минаевскому мосту картина аналогичная. Локальные очистные будут на месте бывшей теплотрассы, там уже два резервуара есть; и со стороны Московского шоссе, у Черного озера.

– Решили, что построят на месте снесенного манежа?

– Вопрос еще открытый. Много вариантов рассматривается, но конкретных предложений пока не поступало.

– Что с проектом организации платных парковок?

– Этот вопрос тоже необходимо решать. Иногда на совещание в областное правительство невозможно проехать. В некоторых местах платные парковки хотелось бы ввести. Это, какой-никакой, бюджет, ну и плюс люди заодно пересядут на общественный транспорт, а нам это выгодно.

– Был бы он на достойном уровне…

– Этой проблемой занимаемся. Есть одно из предложений по Заволжскому району, которое требует финансовых затрат. На трех участках в Новом городе можно было бы запустить троллейбусное движение и увеличить пассажиропоток. Речь идет о проведении линий к частному сектору у школы №74,  у парка “Прибрежный, на Ливанова.

– Никаких концессий нас не ждет?

– По закону, если концессионер к нам обратился, мы обязаны рассмотреть предложение на комиссии. Изначальное предложение на 40 млрд рублей нам не подходит. Они хотят там все позабирать – опоры, земельные участки, объекты областной собственности и тд. Мы приняли их предложение на иных условиях. Сейчас ждем экономическую модель. Если новое предложение нас не устроит, мы откажемся от этой концессии. Риски есть, и они большие.  Пока это дальше бумаги не пойдет.

– На днях руководитель управления по охране объектов культурного наследия выложил на обсуждение проект относительно охранных зон, который, по сути, узаконит точечную застройку. Ваша оценка: имеет место быть в городе локальная застройка или все же нужно переходить к проектам комплексного развития территории?

– Конечно, лучше комплексное развитие, но, к сожалению, инвесторы не сильно хотят заходить на освобожденные земельные участки (речь идет о реновации, – прим.ред.). Я каждому застройщику, который сюда заходит, показываю карту ветхих и аварийных домов, которые нам нужно будет расселить и снести. К сожалению, пока желающих нет. Но потихонечку инвесторы понимают, что земли в Ульяновске свободной больше нет, поэтому нужно использовать механизм комплексного развития территорий. С нашей стороны мы могли бы им прирезать какие-то свободные участки для увеличения площади, чтобы экономика проекта в плюсе была; принять участие в программе “Стимул” для строительства за счет бюджета дорог, водопровода, канализации. Своим административным ресурсом готовы инвесторам помогать.

– Вас называют «удобным» главой Ульяновска для администрации области, так ли это? Можете ли при необходимости показать “зубы”?

– Кто так считает?

– Даже сейчас, в интервью, вы часто ссылаетесь на Алексея Юрьевича…

– Это я что, на автомате, получается… (улыбается). Мы работаем в одной команде. Жители ждут от нас результата, а не внутренней борьбы. Вы же понимаете, что только городским бюджетом мы проблемы не закроем. Поэтому с областью нужно налаживать диалог, связи, чтобы больше выбивать средств. Поэтому со всеми министрами и их заместителями пытаемся выстроить деловые, нормальные отношения.

– Вы  –  профессиональный строитель. Что построили бы в Ульяновске, чтобы оставить след?

– Я бы построил мощный спортивный объект по типу комплекса “Олимпийский”.  Чтобы и 50-метровый бассейн глубиной 6 метров для прыжков был, тут же – мини-футбольные поля, манеж.

– Что есть в ваших сутках помимо работы?

– Встаю в 5,15 по будильнику, в 6.15 за мной приезжает автомобиль, через час – первое совещание. Освобождаюсь в 7-8 вечера, иногда до 22.00 задерживаюсь. Бывает, ухожу – дочка спит, прихожу – она спит. На той неделе дня 3-4 ее не видел. Если есть свободное время, с удовольствием хожу в футбольный клуб, который участвует в высшей лиге. По субботам болею за наших ребят. В выходные с дочкой ездим на ипподром. Закупаем несколько кг морковки, сахара. Последний раз в отпуске был в октябре, после выборов в ЗСО. За две недели удалось выехать с семьей и побывать в Москве.

Поделка на рабочем столе мэра

– Читаете о себе комментарии в интернете? Обижаетесь на мемы, шутки? 

– Иногда мне коллеги рассказывают, иногда сам читаю. Мне кажется, мемы придают узнаваемость, от этого я больше выиграл, чем потерял (смеется). Мне кажется, когда вы мемы делаете, там просмотров больше (смеется).


– Как вы относитесь к сравнению себя с экс-мэром Сергеем Панчиным?

– У Сергея Сергеевича огромный управленческий опыт, он прошел партийную школу, много лет управлял “Водоканалом”. Мне остается у него только учиться. Я пользуюсь его подсказками, он знает много нюансов, о которых я еще не в курсе. У нас хорошие, дружеские отношения.

– У вас есть наставники? Кому еще доверяете?

– Своей команде, которая уже вполне  устаканилась. Они все местные, их люди знают. Депутатскому корпусу. Я со многими стараюсь дружить, общаться. Конкретного человека нет.

Главные качества человека, вхожего в ваш близкий круг? Ваш друг – он кто?

– Я ценю порядочность, профессионализм и преданность.

– Ваше “место силы” в Ульяновске. 

– Венец и террасированный склон у Президентского моста. Мы туда ездили с друзьями на мотоциклах.

– КТМ или Husqvarna? (Александр Болдакин катается на мотоцикле эндуро, – прим.ред.) 

– У меня здесь мотоцикла нет. Всю свою молодость я провел на ИЖ Планета-5 , сейчас он стоит у мамы в деревне. Летом, когда к ней приезжаю, катаюсь. В Ульяновске беру в аренду КТМ 700 кубов, либо китайский на 250 “кубиков”. Сейчас сын младший подсел на это дело. Помню, попали в дождь на танкодроме и начали грязь месить. Впечатлений куча! Приходил ко мне на днях Владимир Парфенов (лидер “Ночных волков”, – прим.ред.) и сказал: “Машина возит тело, а мотоцикл – душу”. Но супруга у меня против всех этих мотоциклов, я так, втихаря, по лесу… (улыбается). Хочу взять в аренду снегоход. У меня был “Буран”, но на нем особо не покайфуешь. Чтобы погазовать, нужен импортный. Мечтаю “Яву” себе купить.

Подарок макета мотоцикла

– Как вы себя оцениваете как мэра?

– Прежде, чем принять решение, я обязательно консультируюсь с начальниками и заместителя. Я могу разбираться в ЖКХ и стройке, но “провисаю” в медиа и социалке, например.