В самом своём начале Спасская улица, идущая с юга на север, делает крутой поворот на восток. Это короткое Г-образное колено кажется чуждым, искусственно «приклеенным» к прямой улице. Так оно и есть. Прежде здесь была часть Покровской (Льва Толстого) улицы, доходившей до Комиссариатской (Кузнецова). Но когда в начале 1940-х восточная часть ул. Л. Толстого была закрыта и там устроен плац Танкового училища, оставшийся кусочек присоединили к Советской (Спасской) улице.

На этом коротком отрезке улицы всего два дома. Прямо на повороте стоит каменный двухэтажный дом с мезонином (Спасская, 4). Одно из немногих сохранившихся в городе зданий XVIII века давно известно как дом дворян Бычковых. После страшного пожара 1864 года в нём несколько лет квартировали сибирские губернаторы. Именно в таком качестве здание описано во многих исторических трудах. Дом долго принадлежал военным (гарнизонная гостиница, поликлиника и др.). С недавних пор в здании размещается Управление административно-технического контроля городской администрации.

Мимо – непрерывный поток транспорта. А пешеходов почти нет, не считая работников близлежащих учреждений. Место не особо располагает к праздным прогулкам. Вот и я в последнее время бывал здесь нечасто. И не присматривался особо, не ожидая увидеть что-то новое. А недавно, беседуя со знакомцем, услышал: «Будешь проходить мимо, взгляни на дом Бычковых. Там недавно появилась новая доска. Ты удивишься».

Сходил. Взглянул. Сказать, что удивился, – ничего не сказать. Впал в ступор. Ощутил себя угодившим в иную реальность. Стал озираться по сторонам: да там ли я нахожусь?! Вроде, всё на месте. А как тогда понимать текст доски, вывешенной над крыльцом, у главного входа? Слева от двери – вывеска с названием учреждения. А справа, строго симметрично, ещё одна табличка: «Дом Булычёвой. Середина XIX века».

Поначалу счёл это глупой самодеятельностью собственников здания. Но нет. На «информационной» доске всё, как положено: номер из реестра, «памятник истории и культуры регионального значения», «охраняется государством»… Выходит, это «творчество» Управления по охране объектов культурного наследия. Выходит, и в реестр ОКН здание внесено как «Дом Булычёвой»!

В кратком тексте две грубые ошибки. Всем мало-мальски сведущим людям хорошо известно, что это дом дворян Бычковых. А купцам Булычёвым – Василию Матвеевичу и его вдове Дарье Семёновне – принадлежало находящееся поблизости здание городского театра, Троицкой гостиницы и номеров. И построен дом Бычковых не в середине XIX, а в конце XVIII века. Текст новой доски прямо противоречит тексту старой. Она по-прежнему висит на южном фасаде, между двумя крайними слева окнами. И на ней, в отличие от новой таблички, всё написано верно.

Вскоре я без труда узнал, что доска со странной надписью появилась в мае этого года. И она не осталась незамеченной истинными ревнителями старины и истории города. Тогда же, в мае, о грубой ошибке в тексте новой информационной доски и в реестре ОКН сообщило Ульяновское отделение Общества охраны памятников истории и культуры (И.Л. Зубова) на странице группы УРО ВООПИиК. Я ту публикацию пропустил. Как раз был период обострения болезни, вскоре в очередной раз (третий за полгода) был увезён в больницу и неделю провёл в реанимации. В общем, было не до доски с безграмотным текстом на доме Бычковых.

Но это я узнал позже. А неделю назад, обнаружив сей «шедевр», не на шутку озадачился. Стал вспоминать: что мне известно о дома Бычковых? Никаких сведений о принадлежности здания г-же Булычёвой в памяти не обнаружил. Но, не доверяя собственной памяти (вдруг забыл что-то!), вновь обратился к наиболее авторитетным и достоверным источникам.

В книге Ольги Алексеевны Свешниковой «Историческая застройка Симбирска-Ульяновска» (2001) описания предельно краткие. Но содержат все наиболее важные сведения. Если бы дом когда-либо принадлежал Булычёвым, об этом было бы упомянуто. Написано же вот что:
«Каменное двухэтажное здание. Построено в конце XVIII в. Особняк принадлежал дворянской семье Бычковых. В 1865-1869 гг. здесь находилась временная резиденция симбирских губернаторов».
Почти тот же текст, что и на старой информационной доске. О Булычёвых, как и следовало ожидать, ни слова.

В каталоге Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» (2006) текст гораздо обширнее: не только исторические факты, но и архитектурное описание. Не знаю, насколько сейчас интерьеры соответствуют этому описанию. Снаружи здание выглядит не лучшим образом. Возможно, со времени издания каталога и внутри многое утрачено. Текст приведён с сокращениями:

«Дом Бычковых. Конец XVIII в.
[…] Главный фасад ориентирован на юг. Представляет собой пример каменного жилого дома периода классицизма.

С 1830-х по начало XX в. дом находился в собственности дворян Бычковых, имевших владения в Симбирской и Саратовской губерниях. С этим домом связана также история известного дворянского рода Поливановых. Л.А. Поливанова, мать симбирского губернского предводителя дворянства, видного общественного деятеля, коллекционера и мецената В.Н. Поливанова, – урождённая Бычкова. После пожаров 1864 г., уничтоживших большую часть города, в т. ч. губернаторский дом, в доме Бычковых находилась временная резиденция симбирских губернаторов. […]

Первоначально двухэтажный основной дом в 1850 – нач. 1860-х гг. был дополнен трёхэтажной кирпичной пристройкой с восточной стороны главного фасада. С северной стороны здания расположены два плотно прилегающих друг к другу объёма – двухэтажный тамбур, выходящий на северо-западный, уличный фасад, и одноэтажный объём с небольшим тамбуром, примыкающим к нему с восточной стороны, в котором расположен вход в подвал.

Г-образный в плане двухэтажный каменный с подвалами оштукатуренный дом с мезонином. Передний фасад асимметричен. Трёхэтажная часть здания с мезонином, расположенным над юго-западным углом здания, выделена лопатками. […]

Основная часть фасада в 9 окон симметрична. Центральные пять полуциркульных окон второго этажа обрамлены профилированным пояском. По обе стороны от них – скромные прямоугольные окна. На флангах – прямоугольные в профилированных наличниках окна, увенчанные сандриками арочной формы. Окна первого этажа и мезонина – скромные прямоугольные.

На втором этаже, под мезонином – балкон с ограждением из ажурной металлической решётки. На него выходит арочная дверь и такой же формы окно, увенчанные архивольтами, опирающимися на пилястры, расположенные в простенках. Над ними треугольный разомкнутый фронтон. Под балконом – филёнчатая двухстворчатая дверь главного входа, к которому ведёт небольшое каменное крыльцо. […]

Первоначально анфиладное расположение помещений в настоящее время претерпело значительные изменения. На первом этаже при входе в здание расположен большой холл, из которого идёт коридор с двусторонним размещением помещений и поддерживаемая чугунными столбами четырёхмаршевая ажурная (сотовое литьё) лестница с ограждением из прутьев, основание и завершение которых выполнено в виде волют с листьями аканта. […] Поворотные металлические балясины завершены небольшими шарами.
На втором этаже размещение помещений одностороннее коридорное. В мезонин ведёт трёхмаршевая деревянная лестница с ограждением из деревянных балясин. […]

Со стороны северного дворового входа одномаршевая деревянная лестница ведёт в холл на втором этаже. Из холла ведут двери в коридоры с односторонним современным размещением комнат. На дверях сохранились старинные косяки, на одном из них – виньетка из двух резных листьев аканта. В коридорах и помещениях сохранился декор потолков в виде гладких плафонов в двойных рамках и двойные карнизы с гладким фризом в верхней части стен. Интересны потолки с парусными сводами и арочными проёмами дверей анфиладных помещений первого этажа. […]».

* * *

Описание интерьеров вызывает желание увидеть их собственными глазами. Если, конечно, сохранились. Но в первую очередь хотелось освежить в памяти сведения о владельцах здания. И вновь – никаких упоминаний о Д.С. Булычёвой. Но окончательно сомнения не рассеялись. В тексте сказано, что Бычковы владели зданием до начала XX века. А точнее? Не могла ли хозяйка театра в этот период расширить свои владения, прикупив бычковски дом? Конечно, это было бы известно. Но хотелось убедиться.

Пожалуй, самый простой и надёжный способ узнать бывших владельцев здания за определённый период – посмотреть окладную книгу о налогах на недвижимые имущества. Хранятся они в Госархиве, в фонде Симбирской городской управы. В окладные книги внесены краткие сведения о домовладении, его владельцах и сумме налога. Данные сомнений не вызывают: финансовый документ.

Я и посмотрел окладную книгу за 1915 год (1-я часть г. Симбирска, Покровская улица, правая сторона). И узнал, что «каменный с подвалом и мезонином дом и три деревянных флигеля и усадебное место» принадлежали в этот период «наследникам вдовы ротмистра Александры Кировны Бычковой».
Трудно поверить, что купчиха Булычёва оказалась наследницей славного дворянского рода. А если бы такое случилось, то была бы названа её фамилия. Но из записи в книге следует, что домовладение оставалось в собственности семьи Бычковых.

Но и тогда сомнения остались. Ведь взялась же откуда-то версия о принадлежности здания г-же Булычёвой. Неужто авторы текста новой доски извлекли эти сведения из собственной головы? А может, были какие-то новые изыскания и открытия, которые я проморгал?
Обратился к сведущим людям, знатокам истории и застройки Симбирска. Одни видели удивительную доску своими глазами, другие читали или слышали о ней. Что же касается текста доски – «Дом Булычёвой…» – то тут мнение оказалось единодушным. Бред сивой кобылы. Абсурд. Маразм. Безграмотная галиматья. И куда более нелицеприятные эпитеты в адрес авторов текста доски, которые и повторять-то неловко.

Увы, «информационная» доска на доме Бычковых – не исключение, не случайная ошибка, от какой никто не застрахован. Это проявление общего уровня, общего отношения к историческому наследию и к своей работе. Реестр ОКН пестрит ошибками. В городе и области огромное количество подобных досок с ошибочной (ложной!) информацией. Один из ярких примеров – дом купцов Алеевых на ул. Федерации, 27 / Можайского, 1. В реестре он значится как «дом купца Акчурина». На фасаде здания вывешена доска с такой же надписью. Подобных примеров множество.

Отделение ВООПИиК раз за разом направляет в Управление по охране ОКН обращения по поводу таких «ошибок». К ним прилагаются исторические справки о зданиях. О том же доме Алеевых направлена подробнейшая архивная справка из которой следует, что Акчурин к этому зданию никакого отношения не имел. И что же? А ничего. Никакой реакции. Объекты культурного наследия продолжают разрушаться и гибнуть. На них годами и десятилетиями продолжают висеть доски с ложной информацией, приводя несведущих людей в заблуждение, а краеведов в ступор и возмущение. И число этих позорных досок с каждым годом растёт.

Если по поводу жуткого состояния исторических зданий ещё можно (с огромными оговорками) принять объяснения о пресловутом отсутствии средств и о том, что по действующему закону Управление по ОКН выполняет лишь контролирующие функции (так ведь и их толком не выполняет!), то что мешает исправить ошибки в реестре ОКН и на информационных досках? Ни особых трудов, ни денег это не требует. Справки с верной информацией уже составлены и отправлены. Надо лишь подготовить проект решения соответствующего органа (от уровня ОКН) и отдать на утверждение. А после утверждения – внести изменения в реестр. Простая канцелярская работа, ничего более.
И изготовление новой доски больших затрат не требует. Это не реставрация. К тому же расходы возлагаются на собственника здания. Так в чём проблема?
При этом находят возможность изготовить и вывесить новые ошибочные надписи. А уже существующие ошибки чиновники исправлять не хотят. Причины видятся лишь в абсолютном равнодушии, полной безграмотности должностных лиц в вопросах исторической застройки и в нежелании исполнять свои прямые служебные обязанности.

А памятные доски в честь выдающихся людей? Тема немного иная, но невозможно промолчать. Накипело. После ремонта здания бывшего Симбирского окружного суда (ул. Гончарова, 40/9) с его фасада исчезла доска в честь Павла Любимовича Мартынова – выдающегося историка, краеведа, юриста, общественного деятеля. Ремонт давно завершился, а доску на место не вернули. Что, Мартынов теперь «не котируется»?

Настоящим позором всемирного масштаба стала мемориальная доска в честь Александра Александровича Любищева – философа, биолога, учёного с мировым именем. Доска с барельефом работы скульптора А.И. Клюева была открыта в 1990 г. на фасаде 2-го корпуса УлГПУ (факультет иностранных языков). В здании, между прочим, размещается ещё и международная кафедра ЮНЕСКО. Пришедшая со временем в негодность полуразвалившаяся мемориальная доска много лет «украшала» фасад учебного заведения, пока не рассыпалась совсем. Ни ректорату пед. университета, ни руководству города и области до этого, похоже, нет никакого дела.

Зато в этом году по соседству, на боковом (западном) фасаде старого здания Дворца книги была торжественно открыта памятная доска в честь сибирского губернатора Константина Сократовича Старынкевича. Ничего полезного для города и губернии он не совершил. Да и не мог совершить, поскольку через два месяца после вступления в должность был убит эсерами. Конечно, по человечески губернатора жаль. Но сам по себе факт убиения ещё не делает его исторической личностью и не даёт оснований для увековечения памяти. Эти основания должны быть заслужены реальными делами на всеобщее благо. Подобных дел за К.С. Старынкевичем не числится. В отличие от тех же Мартынова и Любищева. Но именно убиенный губернатор теперь «герой дня».

Это, впрочем, проявление общих признаков эпохи упадка и варварства. На смену большим делам приходит мелкая суета. Исполинов духа, мысли и свершений сменяют карлики. И личности в истории, объекты для прославления они выбирают под стать себе. А действительно значимые, достойные памяти фигуры становятся не нужны. Слишком уж невзрачно выглядят на их фоне нынешние деятели.

А что можно сказать о нынешних руководителях Управления по охране объектов культурного наследия? Судя по всему, они неохотно выполняют скучную, надоевшую работу. О памятниках истории и архитектуры, которые приставлены охранять от имени государства, имеют очень смутное представление. Если вообще имеют. В общем, типично чиновничий подход. Никакого горения, никакой направленности на результат. Просто унылая рутина. Да и ту выполняют скверно, лишь для бумажной отписки. Когда выполняют.

Похоже, руководителям оного Управления невдомёк даже то, что возглавляемое ими учреждение как раз и размещается в бывшем доме Дарьи Семёновны Булычёвой. В настоящем доме Булычёвых (с театром и Троицкими номерами), а не рождённом их буйной фантазией. И то верно. Зачем руководителям охранного ведомства что-то знать об истории города, где находятся будто бы охраняемые ими объекты? В их служебные обязанности такие знания не входят.

Вот и появляются на фасадах исторических зданий удивительные «перлы». А чего стесняться? Ведь наследники почтенной вдовы Александры Кировны Бычковой уже не подадут в суд за самочинную передачу их недвижимого имущества другому владельцу. А доверчивые жители и гости города проглотят этот бред и не подавятся. И не такое глотали. Если же особо дотошных граждан возмутит столь вольное обращение с историей города, так «тьфу» на них. И ещё раз «тьфу».


Николай Иванович Поливанов. Симбирск. Дом Бычкова. 1845. УОКМ.
Здесь здание ещё в первоначальном виде, без трёхэтажной восточной части главного фасада


Дом Бычковых (справа), бывший дом Пустынникова (И.С. Мясникова) / Н.А. Дурасова – после пожара 1864 г., без крыши, и Троицкая церковь.
Фото А.С. Муренко, 1867.


Дом Бычковых и Троицкий собор. Вид с Покровской улицы, продолжавшейся к востоку от Большой Саратовской до пересечения с Комиссариатской.
Фото А.Л. Баха, 1867-1868.


Гарнизонная гостиница (дом Бычковых). Фото Г.А. Сазонтова. Нач. 1980-х.
ГАУО. Ф. Р-4250, Оп. 1, Д. 165, Л. 25.


Александр Иванович Титовский. Дом Бычковых. 27 августа 1988 г.
ГАУО. Ф. Р-4258, Оп.2, Д. 2, Л. 5.

Дом Бычковых. Главный (южный) фасад. Юго-восточная часть с мезонином и главным входом. Фото А.Ю. Шабалкина. 05.09.2018.


Дом Бычковых. Вид с юго-востока. Фото С.А. Падерина. 12.12.2024.


Дом Бычковых. Главный (южный) фасад. Фото С.А. Падерина. 12.12.2024.


Дом Бычковых. Вид с юго-запада. Фото С.А. Падерина. 12.12.2024.


Вверху: Старая информационная доска на южном фасаде слева, между крайними окнами. Дом Бычковых, кон. XVIII в.
Внизу: Новая информационная доска на южном фасаде справа, возле главного входа. Дом Булычёвой, серед. XIX в.

Публикация группы Старый Ульяновск. Brandergofer