2024 год стал «взрывным» на российском авторынке. Грядущее новое повышение размера утильсбора, прогнозируемый рост ключевой ставки Центробанка и ослабление рубля стимулировало тех, кто хотел купить или обновить автомобиль, не откладывать процесс на завтра. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году в России продали 1,57 млн новых легковых машин – на 48,4% больше, чем в 2023-м. Это наилучший показатель отечественного авторынка за последние пять лет (2019 год – 1,59 млн). Для ульяновских автопроизводителей год также сложился неплохо. Узнали у экспертов, чего ждать дальше.

Две трети всех проданных в 2024 году в России автомобилей пришлись на пять марок: одну российскую и четыре китайских. Это LADA (436,2 тысячи авто), Haval (190,6 тысячи), Chery (157 тысяч), Geely (149,1 тысячи и Changan (106,1 тысячи).

Хитовые модели у россиян:

  • LADA Granta (201,5 тысячи проданных машин)
  • LADA Vesta (123,2 тысячи)
  • Haval Jolion (83,8 тысячи)
  • Tiggo 7 PRO Max (64,8 тысячи)
  • Tiggo 4 PRO (52,7 тысячи)

У ульяновских автопроизводителей прошлый год оказался неплохим. УАЗ продал 35 975 автомобилей (-3,8% к показателям 2023-го) . Как уточнил «Автостат», лидерами по продажам стали коммерческие автомобили СГР (или по-простому «буханки») – их реализовали в количестве 14 813 единиц. Внедорожник УАЗ «Патриот» выбрали 9 839 покупателей, на третьем месте по популярности – УАЗ «Пикап» (5 453 штуки). Далее идут легкий грузовик «Профи» (5 334) и УАЗ «Хантер» (536).

Как отметил генеральный директор «Автостат Инфо» Олег Юдаков, объем продаж УАЗа на рынке новых LCV (коммерческих автомобилей) на УАЗе вырос в 2024 году на 10,6% к 2023 году – с 16 094 до 17 796 единиц. Лидерами линейки легких коммерческих авто бренда стали УАЗ 3909 (7 981 штук, +17,6%), УАЗ «Профи» (4 886 единиц, +9,4%) и УАЗ 2206 (2025 авто, +15,8%).

Реализация ульяновских автобусов СИМАЗ-2258 всех модификаций, по данным «Автостат Инфо», выросла в 2024 году относительно 2023 года на 49%, с 160 до 239 единиц.

Какие перспективы у ульяновских автопроизводителей в 2025 году?

– Продажи автобусов СИМАЗ будут определяться трендами автобусного рынка. В наступившем году он, скорее всего, покажет существенный спад, так как одна из мощных мер его поддержки существенно изменится. Речь идет о федеральных программах закупки автобусов, финансирование которой уменьшится. Еще один негативный фактор — лизинг, который становится все более недоступным из-за высокой ключевой ставки. Что касается модельной линейки УАЗа в сегменте легковых автомобилей, то прогноз ее продаж в 2025 году также будет подвержен общерыночным трендам. Среди прочего, это рост цен на автомобили, удорожание кредитов, а также общее снижение спроса из-за низкой покупательской способности. В линейке LCV у УАЗа в этом году особенно многообещающими видятся версии модели с новым двухлитровым дизелем — именно такие модификации пользуются наибольшим спросом у эксплуатантов такой техники, – отметил Олег Юдаков.

Модификацию УАЗ «Профи» с дизельным двигателем и 6-ступенчатой механической коробкой передач ульяновский автозавод планирует выпустить в марте. Сначала на рынке появится версия с задним приводом, а к концу года – обновленный полноприводный грузовичок.

Также в четвертом квартале новую 6-ступенчатую МКП должен получить УАЗ «Патриот» – она будет сочетаться и с дизелем, и с бензиновым движком. Также на УАЗе планировали выпустить «Патриот» с «автоматом», но пока конкретных дат нет.

Свой вклад в развитие ульяновского автопрома внесет компания «Соллерс», которой принадлежит УАЗ. На промплощадке автозавода инвесторы планируют реализовать не менее четырех новых крупномасштабных проектов, в том числе в сфере новых производств. В ноябре прошлого года здесь открыли новый завод «Соллерс комтранс» по производству грузовых автомобилей Sollers TR грузоподъемностью от 3,5 до 18 тонн – они должны занять нишу, освободившуюся после ухода Isuzu.

Суммарная мощность всех площадок «Соллерс» в Ульяновске в 2025 году должна составить более 50 тысяч автомобилей в год – это модели Sollers Argo, пикапов Sollers ST6 и ST8, систем безопасности для автомобилей, а также автомобили «Соллерс комтранс». На реализацию индустриальных проектов и локализацию инвестор направит более 20 млрд рублей.

Зампредправительства Сергей Васин отметил, что в целом предприятия ульяновского автопрома отработали 2024 год хорошо, показали рост 6% – это выше среднероссийских данных. Также в автопром были сделаны самые большие инвестиции в общий объем производства.

– Опасение вызывает высокая ключевая ставка. Фактически это снижает объем потребительского кредитования, что может привести к падению производства. Если начнет снижать продажи АвтоВАЗ, это сильно ударит по нашим предприятиям-поставщикам автокомпонентов. А это производства в Димитровграде, завод «Ульяновские автокомпоненты» (экс-Schaeffler), бывший завод Joyson Safety Systems, который также производит комплектующие для тольяттинского предприятия, – пояснил Васин.

Пока есть надежда на продление федеральных программ льготного кредитования и лизинга в России. В 2024 году по ним было реализовано около 150 тысяч единиц техники. Как заявил в интервью телеканалу «Россия-24» вице-премьер РФ Денис Мантуров, на это было выделено 45 млрд рублей. В 2025-ом на эти цели планируется потратить 63 млрд: 36 млрд – на льготные кредиты и 27 млрд – на лизинг.