Первым делом – всех с прошедшим Новым годом и Рождеством! Которые я, увы, опять провёл в недугах. Соответственно, вновь образовалась некоторая заминка в публикациях.

Падение перед новогодними праздниками на неубранной обледенелой улице повлекло весьма неприятные последствия. А за ними – обострения привычных немощей.

Ну да ладно. Переживём. Будут ещё темы. Но сначала о случившемся в эти дни. Что-то упустил безвозвратно, что-то пытаюсь наверстать. Сегодня – о событии, несомненно, отрадном. Но и вызывающем недоумения.

Здание на углу улиц Гончарова и Дворцовой (№ 40/9) прежде было доходным домом купцов Чебоксаровых. Здесь в 1875-1918 гг. размещался Симбирский окружной суд (создан в 1870). В нём с 1886 по 1913 гг. (27 лет!) служил выдающийся юрист, краевед, общественный деятель П.Л. Мартынов (1847-1921). Сначала Павел Любимович был уездным членом суда, а с 1899 г. товарищем [заместителем] председателя суда и заведующим гражданским отделением.

Об истории Симбирского окружного суда, включая деятельность П.Л. Мартынова, можно подробнее прочитать в моей статье от 23 ноября 2018 года.

На южном фасаде здания (со стороны ул. К. Маркса, ныне Дворцовой) уже довольно давно была установлена памятная доска. Дату установки не назову. Лет 10-15 назад. Текст доски весьма примечателен, особенно по нынешним смутным временам. После краткого упоминания, что построенное в 1864 г. здание Окружного суда является памятником истории и культуры, основной акцент сделан на работе в нём Павла Любимовича Мартынова. А потому доску можно с полным основанием считать именно памятной.

Оформление неброское, лаконичное, но элегантное. Без аляповатости, столь присущей нынешним охранным и информационным доскам. А главное – без нелепых выдумок и ошибок. Информации на доске немного (можно бы и побольше), но она достоверна. Может, потому эта доска и вызвала неудовольствие нынешних «охранителей»?

В 2024 году проводился ремонт фасадов здания бывшего Окружного суда. Ничего не скажешь, отремонтировали хорошо. Здание – а ему больше полутора веков! – заметно помолодело и приостановилось. Но после окончания работ доски в честь Мартынова на привычном месте не оказалось. Конечно, на время ремонта её снимали. Логично было предположить: работы завершатся, и доску вернут. Но нет. Проходили дни, месяцы, а место оставалось пустым. И стало ясно: возвращать не собираются.

Не все ревнители старины пассивно ждали у моря погоды, надеясь на благоразумие властей (О чём я? Власти и благоразумие! Бред какой-то). Кто-то задавал вопросы, кто-то бил в набат, кто-то просил и требовал.

Практически с момента завершения ремонтных работ добивалась восстановления памятной доски известный ульяновский журналист и краевед Лидия Александровна Берч.

Вопрос об исчезновении доски в честь Мартынова ставило региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (Ирина Львовна Зубова).

10 января 2025 г. в газете «Симбирский курьер» напечатано интервью Антона Юрьевича Шабанова о плачевном состоянии памятников истории и культуры, о бардаке с досками (мемориальными, памятными, охранными и др.) и т. д. Сказано там и о пропавшей доске в честь Мартынова.

Были другие публикации и обращения. Да и сам я несколько раз выражал возмущение столь пренебрежительным отношением к памяти славного симбирянина. Хотя признаю: шумел не особо сильно. Может, следовало колотить во все тазы и кастрюли. Хотя бы ради собственной совести. Но вряд ли это что-то изменило бы. Да и все обращения-возмущения остались без ответа и внимания. Как обычно.

Скорее всего, так и канула бы в Лету памятная доска, посвящённая Павлу Любимовичу Мартынову. Не собирались её восстанавливать. Очередной плевок в историческую память, в уважительное отношение к деятелям прошлого. Но кого «наверху» это волнует? И надежд почти не оставалось.

Но внезапно (вот он – «Бог из машины»!) в дело вступил новый участник. Совет судей Ульяновской области обратился в Управление по охране культурного наследия с ходатайством о восстановлении памятной доски в честь П.Л. Мартынова на здании бывшего Симбирского окружного суда. Понятное дело: отказать уважаемому судейскому сообществу или проигнорировать его обращение – не так просто, как наплевать на мнение краеведов. И 15 января доску вернули на прежнее место.
Весть быстро разлетелась в «заинтересованных кругах». Через день и я рискнул добраться до места, чтобы увидеть своими глазами. Поприветствовать Павла Любимовича и поздравить с возвращением.

Впрочем, и ходатайство Совета судей было выполнено не полностью. Судьи просили не только вернуть памятную доску в честь П.Л. Мартынова, но и внести некоторые дополнения (не исправления!) в её текст. Лидия Александровна Берч сообщила:

«В ноябре минувшего года Совет судей Ульяновской области выступил с официальным письменным ходатайством перед начальником Управления по культурному наследию администрации Ульяновской области Герасимовым Д.В. о восстановлении памятной доски в честь П.Л. Мартынова на отреставрированном фасаде доходного дома Чебоксаровых, где до революции размещался Симбирский окружной суд (ныне юрфак УлГУ и т.д.), но с уточнённым содержанием:

«В этом здании в 1875-1918 гг. размещался Симбирский окружной суд.
Здесь в 1886-1913 гг. служил известный судебный и общественный деятель, историк-краевед, архивист Мартынов Павел Любимович».

В конце декабря 2024 г. Герасимов Д.В. официально уведомил Совет судей У/о о восстановлении на прежнем месте прежней памятной доски. Она действительно восстановлена. Но на днях Совет судей повторно обратится к Герасимову Д.В. об уточнении содержания памятной доски. […]».

Хорошо бы, конечно, отшлифовать текст. Но не думаю, что это столь важно. Он и сейчас неплох. Без вранья и ошибок, с должным уважением к исторической личности. Да и сам факт возвращения доски затмевает частности. Спасибо судьям!

Что же касается внесения дополнений в текст, то рассчитывать на это вряд ли приходится. Даже по просьбе судейского сообщества. Резоны Управления по культурному наследию понятны: необходимость внесения изменений в реестр ОКН, экспертиза, изготовление новой доски, хлопоты, расходы… Нет, не захотят. И ладно. Пока порадуемся возвращению Мартынова, а там видно будет.

Хорошо, что хорошо кончается. Но не прибегать же к поддержке Совета судей во всех подобных случаях. И не оставляет мысль: а почему вообще такое возможно? Изгнали самого прославленного симбирского краеведа, историка, архивиста! И кто изгнал? Орган, который по идее как раз и должен заниматься вопросами сохранения исторического наследия. Парадокс? Или объективная реальность нынешних времён?

Ул. Гончарова, 40 / ул. Дворцовая, 9. Здание бывшего Симбирского окружного суда. 17.01.2025.

Фрагмент южного фасада и памятная доска в честь П.Л. Мартынова. 17.01.2025.

Памятная доска в честь Павла Любимовича Мартынова. 17.01.2025.

Памятная доска в честь П.Л. Мартынова. Фото В.Н. Ильина. 10 апреля 2015 г.

Симбирский окружной суд (доходный дом Чебоксаровых) на углу Большой Саратовской и Дворцовой улиц.

Павел Любимович Мартынов (1847-1921) – юрист, историк, краевед, архивист, общественный деятель.

П.Л. Мартынов (в центре) с сотрудниками гражданского отделения Симбирского окружного суда. 1911.

Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”.