Правительство Ульяновской области разработало законопроект, вносящий изменения в Перечень услуг и работ в многоквартирных домах, которые финансируются за счет средств капремонта. В него добавят три строки – они касаются приведения в порядок объектов культурного наследия и оценки соответствия требованиям технического регламента лифтов в МКД. Прежде эти работы в Перечень включены не были.

Законопроект опубликован на сайте общественной и антикоррупционной экспертизы. В нем предложено дополнить Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и выполнение которых финансируется за счет средств фонда капремонта, тремя пунктами.

Первое – то, что теперь на деньги, собранные жителями, можно будет оплатить проведение государственной историко-культурной экспертизы. Она необходима для того, чтобы определить соответствие проектной документации на проведение работ по сохранению включенного в реестр или выявленного многоквартирного ОКН требованиям государственной охраны.

Вторая поправка касается возможности средства фонда капремонта можно будет потратить на технический и (или) авторский надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия.

– Эти изменения приняты на основании аргументированной позиции специалистов. Законодательство об охране объектов культурного наследия предусматривает определенный порядок выполнения их капремонта. Историко-культурная экспертиза проекта обязательна – эксперты должны удостовериться, что он соответствует всем требованиям и планируемые работы не нарушат исторический облик здания. То же касается авторского и технического надзора. При обычном капремонте используют строительный контроль, но в случае с ОКН все иначе. Специализированная организация должна следить за тем, чтобы работы выполнялись в строгом соответствии с проектом, – пояснил председатель попечительского совета Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Руслан Хайров.

Заместитель руководителя регионального Управления по охране объектов культурного наследия Евгений Сизоненко отметил, что изменения позволят тратить средства фонда на государственную историко-культурную экспертизу, которая необходима по закону, если работы затрагивают предмет охраны многоквартирных домов:

– Авторский и технический надзор также необходимы по закону. Если фонд обратит свое внимание и на дома, являющиеся объектами культурного наследия, это можно только приветствовать.

Напомним, летом 2023 года Госдума приняла законопроект, который упрощает процедуру проведения капремонта в домах, которые являются объектами культурного наследия. Документ предусматривает, что если капремонт в таком доме не затрагивает предмет охраны (например, нужно заменить канализацию, водопровод и так далее), то такой ремонт не относится к работам по сохранению ОКН, и государственная историко-культурная экспертиза при этом не проводится.

«По сравнению с обычным домом капремонт объекта культурного наследия обходится в 2-3 раза дороже и длится в 2-3 раза дольше, причем большая часть времени уходит на согласования. А крыша в тонкостях законодательства не разбирается и течь все это время не перестает. Поэтому нашими поправками в Жилищный кодекс и Закон «Об объектах культурного наследия» будут разграничены работы по ремонту элементов дома, не относящихся к предмету охраны», — рассказал тогда депутат Госдумы Владимир Кошелев.

Принятые поправки не допускают выполнение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер ОКН, нарушающие требования к обеспечению сохранности таких домов.

В Ульяновской области расположено 56 объектов культурного наследия, которые являются многоквартирными домами (44 из них – в Ульяновске). По данным на конец прошлого года, в региональную программу капремонта включено 19 многоквартирных домов-ОКН федерального, регионального и местного значения. Были проведены работы в пяти зданиях: на Матросова, 17, Кузнецова, 5, Ленина, 114, Красногвардейской, 4 и на Куйбышева, 245 в Димитровграде. В двух ОКН сделали капремонт крыш (на Тухачевского, 115 и Ленина, 140).

Для каждого дома была разработана проектная документация, которая прошла историко-культурную экспертизу, были заключены договоры на авторский и технический надзор. Но оплачивались эти работы, судя по всему, не из Фонда ЖКК, так как это еще не было предусмотрено Перечнем.

В УРО ВООПИиК Улпрессе пояснили, что обе строки, упомянутые в законопроекте, необходимы для капремонта МКД, отнесенных к объектам культурного наследия:

– Возможно, благодаря этому не будет отговорок, почему не ремонтируют такие дома, как на улице Льва Толстого, 61.

Напомним, ОКН регионального значения «Дом М.Н. Ухтомского, 1907-1908 гг.», не включили в план ремонта на 2025 год. Реставрация отсрочена до 2034 года. Как отмечали в УРО ВООПИиК, «в 90-е годы всем советовали обращаться в суд. Теперь ясно, что получить судебное решение – не значит положительно решить вопрос»:

– Жители дома добились решения суда об обязательности проведения ремонта городскими властями еще в 2015 году. Но не все дожили до его исполнения. Причем они борются не только за свое единственное жилье, но и фактически за сохранение заповедника «Родина В.И. Ленина» в этой его части. Но большой вопрос: продержится ли дом продержится 10 обещанных лет?

Фото – группа УРО ВООПИиК ВКонтакте.

Напомним, минимальный взнос за капремонт для жителей многоквартирных ОКН (как правило, такие дома имеют не более четырех этажей) с 1 января 2025 года составляет 12,90 рубля за квадратный метр. Многим старинным объектам придется ждать своей очереди достаточно долго. Например, капремонт построенного в 1862 году ОКН на Ленина, 114, запланирован на 2041 год. Чтобы передвинуть работы на более ранний срок, жителям нужно обратиться в Фонд ЖКК.

Кстати

Третья строка, которой хотят дополнить Перечень работ по капремонту, которые проводятся за счет средств фонда, это «Оценка соответствия лифтов требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». То есть проведение полного технического освидетельствования смонтированного лифтового оборудования.

– Ранее подрядчик должен был сам заключать договор со сторонней организацией на проведение технического освидетельствования, и в смету эти расходы закладывать было нельзя. То есть, по сути, это проводилось за свой счет. Теперь эти работы войдут в смету в рамках капремонта – прокомментировал Руслан Хайров.