Реконструкцию очистных сооружений в левобережье (район Красного яра) и Барыше должны были сдать в прошлом году. Сроки сорваны в том числе из-за необходимости переделывать проект из-за замены оборудования из недружественных стран. С федеральным центром удалось договорится о переносе сдачи на 15 марта 2025 года. О том, что происходит сегодня на очистных, рассказал министр ЖКХ и строительства Руслан Хайрудинов.

За ульяновскими и барышскими очистными пристально следит депутат Госдумы Жанна Рябцева. Прошлым летом она лично побывала на объектах и громко раскритиковала региональные власти. Одну из последних записей в своем телеграм-канале она сделала недавно: «Ульяновская область – у этих тотальный провал и новые дорожные карты на строительно-монтажные работы. Барыш – на объекте 11 человек трудятся».

На левобережных очистных работает ООО «Тандем». Руслан Хайрудинов объяснил задержку сроков сдачи необходимостью переделывать проект из-за замены оборудования из недружественных стран.

– Проектное решение было серьезно переработано, из-за этого практически год на объекте не велись работы. С апреля 2024 года реконструкция возобновилась. Сейчас ведется монтаж электрооборудования, автоматики, замена насосов в иловой станции, – пояснил министр.

Улпресса уже писала, что реконструкция комплекса биологической очистки канализации левобережья Ульяновска – один из самых дорогостоящих госзаказов за последнее время: его стоимость – более 3 млрд рублей. По данным на начало декабря прошлого года, работы были выполнены на 62,7%.

Прошлым летом бенефециар «Тандема» Артур Фахрудинов рассказал Жанне Рябцевой, что у компании «вымогали 300 млн рублей» за этот госконтракт. Фахрудинов является заявителем по делу Эделя, которого задержали с поличным при получении взятки в особо крупном размере.

С Барышскими очистными все сложнее. В прошлом году заказчик расторг госконтракт на сумму 368,6 млн рублей с прежним подрядчиком – ООО «Технология». Собственник компании – Лидия Васильева, по данным «Коммерсанта», мать бывшего советника Игоря Эделя Михаила Васильева, которого подозревают в договоренности о передаче взяток на общую сумму около 522 млн рублей. Работы должны были завершиться 30 ноября 2024 года.

Был объявлен новый конкурс, который в августе выиграло московское ООО «Империал».

– Сейчас на объект завезли технологическое оборудование, резервуары, первую партию блочных сооружений очистки, рассчитанных на объем 300 кубометров в сутки, – рассказал Хайрудинов.

Эта цифра, по мнению Жанны Рябцевой, должна стать поводом для разбирательств правоохранителей. Изначально в проекте была прописана мощность 4500 кубометров в сутки – именно такой норматив был рассчитан на 13 тысяч жителей Барыша. Министр ЖКХ прокомментировал, что проект делали в 2019 году.

– Но когда стали проводить анализ, оказалось, что это недостижимая мощность. По данным водоканала, можно достичь 1100 кубометров в сутки. Но для того, чтобы прийти к этому объему, необходимо отремонтировать пять километров коллектора и четыре насосных станции. Работы, включенные в контракт, позволят запустить очистку только 300 кубометров в сутки. Увеличение мощности до 1100 кубометров потребует дополнительных 200 млн рублей на ремонт, – отметил Хайрудинов.

Депутаты заметили, что всего этого можно было бы избежать, будь проект актуальным.

– Он же получился абстрактным, его перезаключали, вносили изменения. Должен ли за это отвечать муниципалитет? Да. Провели ли они предварительную работу? Видимо, нет. Сейчас ситуацию исправили. Мое предложение – при каждом реализуемом в регионе нацпроекте создавать общественные советы, с участием депутатов, экспертного сообщества, местных жителей. Чтобы показывать, где зашорен глаз у исполнителей, – высказался глава коммунального комитета ЗСО Денис Седов.

Депутат Владимир Камеко заявил, что обсуждаемая ситуация уже не редкость: постоянно речь идет о несоответствии проектов, необходимости доработки и прочего, на что нужно снова тратить деньги:

– Когда подрядчик выходит на торги, он же проект видит? Мне кажется, это футбольная хитрость – мол, зайдем на контракт, потом получится, что проект не соответствует, его нужно доработать и прочее. Возникают юридические коллизии, в итоге мы не достигаем целей. Надо от этого уходить.

Руслан Хайрудинов рассказал, что все спорные проекты – «прошлых лет», в 2024 году было изготовлено лишь несколько проектных решений. На базе корпорации «Дом 73» сейчас создают «достойную проектную службу», которая должна снять такие проблемы.