В сеть попал документ за подписью и.о. директора МУП «Ульяновскэлектротранс» Александра Шерстнева, в котором описывается плачевное положение предприятия. УЭТ – в предбанкротном состоянии, счета арестованы, задолженность перед кредиторами превысила 187 млн рублей. Городские власти пояснили, что «ничего нового в этой ситуации нет» и пообещали помочь предприятию финансово, чтобы электротранспорт работал и дальше. Разбирались, почему на «Ульяновскэлектротрансе» сложилась такая ситуация, и что происходит на еще одном госпредприятии – в ПАТП-1. По данным на 20 января 2025 года, у МУПа образовался долг в размере 187,53 млн рублей. Самая большая сумма задолженности – перед «Ульяновскэнерго»: более 78,7 млн. Долг начал копиться с июня прошлого года. Также УЭТ задолжал чуть более 43 млн рублей налоговикам (сумма за ноябрь-декабрь 2024 года), почти 5,5 млн – «Городской теплосети» (долг скопился с февраля), 2,1 млн – «Т Плюс», 535,9 тысячи – «Ульяновскводоканалу», поставщикам разнообразных услуг (в том числе, охранному агентству) и запчастей. Кроме того, как уточнил в письме Шерстнев, необходимо оплачивать текущие платежи – ГСМ, связь, запчасти и прочее – не менее 5 млн рублей в месяц. Фото: телеграм-канал «Косаринова пишет»
В мэрии Ульяновска уже отреагировали на «крик о помощи» УЭТа.
В городской администрации отметили, что предприятию выделят субсидии, плюс будет разработан «комплекс мероприятий по увеличению доходов» (что именно в него войдет, пока не уточняется). Почему УЭТ фактически дошел «до ручки»? Городские власти говорят о том, что в прошлые годы предприятию не уделяли достаточно внимания, плюс накопились большие долги – в первую очередь, перед энергетиками. Сейчас они погашены лишь частично. Руководство МУПа винит в проблемах «недофинансирование по выпадающим доходам, которые складываются по обстоятельствам, не зависящим от предприятия». В письме есть раскладка: себестоимость проезда одного пассажира в городском электротранспорте в 2024 году составляла 76,30 рубля. Фактическая стоимость проезда пассажиров городского электротранспорта, утвержденная Постановлением администрации города Ульяновска Nº 1564 от 01.12.2023 года на 2024 год была от 28 рублей (оплата по безналу) до 31 рубля (перевозка одного пассажира за наличный расчет). Как уточнил Шерстнев, имеется недофинансирование по выпадающим доходам МУП «Ульяновскэлектортранс» от перевозки пассажиров льготных категорий без оплаты проезда за 2024 год. Один из самых ярких комментаторов Улпрессы Андрей Елисеев (Хамло Трамвайное), хорошо знакомый с работой электротранспорта, представил друге расчеты. По его словам, себестоимость в размере 76 рублей – «это вымысел»:
Как писала Улпресса ранее, в 2025 году электротранспорт планировали перевести на брутто-контракты. Это экономическая модель пассажирских перевозок, при которой заказчик (в данном случае город) оплачивал бы услуги перевозчика (УЭТ), исходя из конкретной фиксированной ставки за количество километров. Оплата в этом случае не зависит от количества перевезенных пассажиров – только от фактически выполненной транспортной работы, выраженной в количестве машино-километров за определенный промежуток времени. Такая модель, скорее всего, могла бы помочь муниципальному предприятию стать финансово более устойчивым. Но переход пока так и не состоялся. Сейчас в резерве УЭТ более десяти трамваев, на которые ищут водителей. Кадровая проблема у предприятия общая с ПАТП-1, где, несмотря на обещанный высокий заработок (от 90 тысяч рублей, как сказано на сайте), сотрудников найти так и не могут. Как нам стало известно, в январе 2025 года ПАТП-1 не выполнило около 40% от запланированных рейсов (более 4,5 тысячи из 11 тысяч, положенных по плану). Причины все те же – поломки автобусов, отсутствие водителей.
Интересно, что «Ульяновскэлектротранс» и ПАТП-1 судятся друг с другом. УЭТ потребовал от автотранспортного предприятия через Арбитражный суд возместить чуть более 1 млн рублей. Как уточнял Улпрессе Александр Шерстнев, это задолженность за аренду территории третьего троллейбусного депо в Заволжье. ПАТП-1 использовал ее для автобусов, которые работают на заволжских маршрутах, чтобы не гонять их каждый день с правобережной базы и сократить расход на топливо. За год предприятие задолжало платежи. В итоге «Ульяновскэлектротранс» и ПАТП-1 расторгли договор об аренде. Экономии не получилось: итоговый подсчет показал, что затраты оказались примерно такими же, если гонять автобусы с берега на берег. Директор МУПа уточнял, что 28 декабря прошлого года ПАТП-1 с долгом полностью рассчиталось и иск был отозван. Однако в картотеке Арбитражного суда он актуален, с новой датой. Также с ПАТП-1 через суд требуют возместить более 3 млн рублей за топливо (иск от компании «РН-Карт»). АО «Инзенское автотранспортное предприятие» в декабре прошлого года попросило суд взыскать задолженность с ПАТП-1 по договорам аренды транспортных средств без экипажа в размере свыше 11,236 млн рублей (иск вернули, так как истец не представил документ об уплаты пошлины). В конце прошлого года стало известно, что ПАТП-1 задолжало по лизинговым платежам за приобретенные два года назад 50 автобусов около 60 млн рублей. В итоге возник риск ареста транспортных средств. На тот момент лизинговой компании пообещали оплатить долг до конца года: гарантийное письмо подписал глава ульяновского Минтранса Евгений Лазарев. Какова ситуация сейчас, в министерстве оперативно прокомментировать не смогли. В Арбитражном суде есть иски и к «Ульяновскэлектротрансу». ООО «Новомосковский машиностроительный завод» требует взыскать долг по договору поставки в размере 8,6 млн рублей и почти миллион рублей пени. Нижегородский «Шпалозавод» заявил о требованиях в размере 3,56 млн плюс неустойку за нарушение срока оплаты продукции. Фото на главной – телеграм-канал УЭТ. |
|