Сегодня на заседании бюджетного комитета Заксобрания депутаты раскритиковали работу регионального Минздрава – ведомство не смогло вовремя провести закупки жизненно необходимых препаратов. Министр Мария Шалягина ссылается на вступившие в силу с 1 января 2025 года изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок, из-за которых у ведомства сорвались аукционы. Бывший мэр Ульяновска Марина Беспалова назвала ее слова «детским лепетом» – из-за отсутствия стратегии ведомство оставило ульяновцев без инсулина, препаратов от гепатита, сердечно-сосудистых заболеваний и тд.
По словам Марины Беспаловой, сейчас около половины федеральных льготников в регионе не получили полагающихся им препараты. Чтобы закрыть потребность в лекарствах, Ульяновской области необходим 1,3 млрд рублей. Сейчас в бюджете заложено более 380 млн рублей.
Глава Минздрава Мария Шалягина ответила, что возникли проблемы с торгами – из-за изменений в законодательстве* лекарства не могли закупить весь январь и половину февраля. Сейчас регионы якобы нашли выход: объединились в группы для проведения совместных торгов:
– Дело в том, что с 1 января 44-ФЗ претерпел очень сильные изменения*. Практически вся Россия весь январь и первую половину февраля не торговала, потому что просто невозможно было произвести торги, — объясняла министр Шалягина. – Мы теперь работаем по системе «второй лишний», когда идет импортозамещение и мы полностью уходим на российского производителя. Из-за низкой начальной максимальной цены контракта многие торги у нас просто не состоялись. С прошлой недели мы начали участвовать в совместных торгах по препаратам по БСК (группа заболеваний сердца и кровеносных сосудов, — прим.ред.) и гепатиту. Сейчас Россия делится на 4-5 кружков и старается закупить препараты совместными торгами.
Бывший мэр Ульяновска, депутат Марина Беспалова назвала ответ министра «детским лепетом»:
– Сегодня можно говорить, что Минздрав не предпринял исчерпывающие меры для оказания обязательной медпомощи. В ноябре, декабре была критическая ситуация по бесплатным медикаментам – на прием приходили с огромным количеством рецептов. Январь, февраль – такая же ситуация. На сегодняшний день, чтобы закрыть эту тему, региону нужно 1,3 млрд рублей, сейчас в бюджете заложено более 380 млн рублей. На конец февраля более половины федеральных льготников не получили бесплатные лекарства. В основном это люди, которые нуждаются в медикаментах пожизненно. Напомню, что у нас есть комиссия по КЧС. И у губернатора есть огромные полномочия, в том числе закупить эти препараты, минуя торги. Но на сегодняшний день у вас сделан приоритет на оборудование и ремонт, а не на лечение, диспансеризацию и профилактику. Сейчас я вижу неуправляемую систему. Ни дети, ни взрослые не могут получить жизненно важный инсулин! Вы не слышите повестку президента, — обратилась Беспалова к Шалягиной.
Парламентарий Владимир Камеко считает, что Минздрав должен был заранее разработать стратегию закупок из-за изменений законодательства: «Не думаю, что правки проводились подпольно. К этому нужно было готовиться. За всем этим стоят жизни людей. Ульяновцам приходится занимать, что-то продавать, чтобы обеспечить лекарствами своих родных и близких. Не надо на этом играть. Нужно определять ответственных, а не кивать на федералов».
Шалягина ответила, что в течение последних двух недель препараты поступают в розничные аптеки и на склад госаптеки. Те лекарства, которых не было в наличии совсем, ульяновцы получили через стационарное лечение в рамках инсулинотерапии.
* Новой редакцией закона № 44-ФЗ предусмотрены три базовых инструмента импортозамещения:
— полный запрет на участие в закупке для иностранных производителей,
— ограничение по принципу «второй лишний»: если при закупке продукции заказчик получил хотя бы одно предложение о поставке с территории ЕАЭС, соответствующее требованиям извещения о закупке, то он обязан отклонить все предложения о поставке импортной продукции. То, что в этом случае де-факто будет отсутствовать конкуренция и закупку нужно будет признать несостоявшейся для последующего заключения контракта с единственным поставщиком, заказчика останавливать не должно. В перечень, касающийся ограничений, попала широкая номенклатура товаров: стройматериалы, промышленное оборудование, музыкальные инструменты, электроприборы, медизделия, продукты питания, вина — всего почти 500 категорий.
— минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ. В этом перечне почти триста наименований продукции, для каждого из которых установлена своя квота — от 1% для комплектующих коммуникационного оборудования и 3% для мониторов и проекторов, используемых в системах автоматической обработки данных, до 90% для бумаги, обуви, одежды и других категорий.