В конце 2024 года Ульяновская область оказалась одной из лучших в стране по работе с Президентским фондом культурных инициатив (ПФКИ). Тогда Фонд поддержал сразу 27 заявок региона, грант смог получить каждый пятый ульяновский проект. Уже в феврале было объявлено о планах открыть в Ульяновске проектный офис ПФКИ. Появится он на базе ульяновского Фонда креативных индустрий, которым с 2017 года руководила Татьяна Ившина и который активно консультирует ульяновцев по оформлению грантовых заявок. Каких ярких проектов ждать ульяновцам в 2025-м, благодаря грантам ПФКИ, за какие проекты в конкурсе болеет сама Ившина, как “правильно” упаковать креативную идею, чтобы получить деньги на ее воплощение, и почему на гранты заявляется так много фестивалей, а не более глубоких или долгосрочных проектов – в интервью с Татьяной Александровной. Подробнее про проекты-победители первого конкурса ПФКИ 2025 года “Улпресса” уже писала. Познакомиться с ульяновскими заявками на второй конкурс можно на сайте ПФКИ по ссылке. Итоги конкурса должны быть подведены 20 мая. Отметим, что уже после разговора Татьяна Ившина подтвердила “Улпрессе” свой уход из ульяновского Фонда креативных индустрий. На следующей неделе она планирует покинуть Ульяновск. – Татьяна Александровна, на днях губернатор заявил о создании проектного офиса Президентского фонда культурных инициатив в Ульяновске на базе Фонда креативных индустрий, на сентябрь намечено его открытие. Появление офиса – инициатива региона или Фонда? – Когда здесь в мае была большая команда Президентского фонда культурных инициатив, мы рассказывали, как идет работа, Роман Владимирович Карманов (директор ПФКИ. – прим. ред.) и его команда смотрели на результаты участия региона. Это стало темой обсуждения губернатора и Романа Владимировича, все закончилось обращением за подписью главы региона в адрес Президентского фонда о готовности такой офис открыть. Это взвешенное решение. Два последних года наш Фонд ведет большую консультационную, экспертную, образовательную работу в этом направлении. Мы решили, что вполне заслужили делать ее под брендом проектного офиса ПФКИ. Заключено два соглашения. Одно – между правительством региона и ПФКИ о сотрудничестве. Оно уже сейчас осуществляется. В телеграм-канале губернатора, одного из немногих глав регионов, шла информация о текущем конкурсе, он встречался с победителями конкурса, призывал участвовать в нем. Это было сделано в том числе и на основе обращения Романа Владимировича поддержать заявочную кампанию. Второе соглашение подписано между Фондом креативных индустрий Ульяновской области и Президентским фондом о том, что на нашей базе будет создан проектный офис. Сразу не открываем, потому что у них есть определенный стандарт. Требуется брендирование пространства, сотрудники должны пройти обучение в Москве, в их главном офисе. На лето запланированы ремонтные работы, в сентябре будет открытие. Роман Владимирович дал согласие, что приедет на него с такой образовательной миссией. – Есть понимание, кто может офис возглавить? И это будет отчасти московская структура или управляет ею регион? – Скорее всего, это будет один из наших сотрудников. Фонд в этом случае дает только бренд, это не его представительство. В офисе не принимают заявки, ведется только консультационная образовательная деятельность. ПФКИ берет на себя обязательства не реже четырех раз в год проводить обучение сотрудников, потому что меняется положение конкурса, меняются требования. И есть критерии эффективности работы проектного офиса, по которым мы будем отчитываться. Они касаются и количества консультаций, и конверсии заявок, и количества проведенных образовательных мероприятий. – По итогам первого конкурса ПФКИ 2025 года Ульяновская область показала очень хорошие результаты по поддержке проектов. Как вы считаете, благодаря чему был достигнут этот результат: качественный уровень подготовки проектов, оригинальные идеи? Не может ли это быть просто большое количество заявок? – Здесь однозначного ответа нет. Много факторов сыграло, почему 27 проектов было поддержано. Если говорить про количество: 129 заявок было допущено к экспертизе. Это не самое большое число, хотя мы в десятке регионов-лидеров. Но есть, например, Белгородская область, которая подала 500 заявок. Москву, Питер не берем, понятно, что они абсолютные лидеры. Та же Самара, Нижегородская область в пределах 300-400 заявок подают каждую волну. Вопрос, наверное, всё-таки в качестве заявок. Творческие команды научились формулировать свои проектные идеи. Это и сбалансированность запрашиваемых средств, и качество подготовки заявки, и интересные идеи. Причем это имеет отношение не только к дорогим крупномасштабным заявкам, но и к маленьким, которые подают небольшие команды из ТОСов, из сельских поселений и так далее. Главный результат – это очень высокий уровень конверсии, соотношение выигранных и поданных заявок. У нас получается, что выиграла каждая пятая заявка. Это очень высокий результат, примерно в два раза выше, чем в среднем по России. И это подтверждение того, что подаются качественно подготовленные заявки. – Насколько тогда при подготовке важна упаковка заявки? Может быть так, что хорошая идея не получит поддержки, если не будет “по-правильному” оформлена? – Заявка оценивается по 10 критериям. И эти критерии есть объективные, есть субъективные. Из объективных, например, партнерская поддержка. Если вы не приложили ни одного письменного подтверждения, что в вашем проекте заинтересован еще кто-то, кроме вас… – А могут быть заинтересованы и частные компании или госорганизации? – Кто угодно. Это могут быть и физические лица – лидеры общественного мнения. Могут быть организации, предприятия, бизнес, СМИ, общественные организации. Главное, чтобы эта организация письменно сказала, что им этот проект интересен, они готовы его поддерживать. Дальше нужно прописывать, какая именно будет поддержка. Если это органы власти – это поощряется, потому что таким образом проект подчеркивает свою актуальность, власть говорит, что он помогает в реализации государственной политики. Или критерий “опыт команды”. Президентский фонд культурных инициатив позволяет подать заявку персонально: я – руководитель организации, руководитель проекта и команда в одном лице. Но мы на консультациях рекомендуем все-таки собрать профессиональную команду, в которой есть люди с разными компетенциями. Если команда профессиональная, где люди в своем портфолио укажут не только образование и стаж работы, но и опыт реализации различных проектов, то за такой критерий можно получить высокий балл. Мы рекомендуем это использовать, потому что каждый балл очень важен. Есть показатели, по которым оценивается проект. Например, уникальность творческой концепции: нужно доказать, что вы предлагаете сделать в своем проекте то, что или никогда не происходило вообще – ни в городе, ни в селе, ни в регионе, ни в мире. Или это уже было, но вы меняете форматы, технологию работы, вы меняете локацию. Инновационность проекта — это критерий, который используется ПФКИ. В Фонде президентских грантов такого нет. Во время консультации, во время семинаров мы разбираем с грантозаявителями особенности: как сделать так, чтобы по каждому критерию получить максимальный балл. Арифметика простая: 10 критериев, максимальная сумма, которую можно набрать за каждый критерий – 10 баллов. 100 из 100 баллов заявки никогда не набирают. Есть проходные баллы для разных проектов. Например, в проектах до 700 тысяч рублей нужно 68 баллов набрать, в проектах от 700 тысяч до 7 миллионов – 74 балла, от 7 миллионов до 20 миллионов – 75 баллов, и если ваш проект дороже 20 миллионов – 76 баллов. И сейчас люди начинают разбираться. Не просто говорят “у меня есть классная идея, дайте мне деньги”, а доказывают, обосновывают. Поэтому эксперты и дают высокие баллы. – А как происходит эта оценка? Есть сначала какой-то региональный отбор? – Нет, на уровне региона мы только консультируем. Потом человек сам нажимает на кнопочку «Отправить». А дальше начинает работать экспертное сообщество. Заявки рандомно распределяются между экспертами. Карманов говорил, что уже около 900 экспертов работает, по-моему, из 69 субъектов. То есть это не обязательно московский эксперт и совсем не обязательно, что это будет эксперт из нашего города. Традиционно заявку оценивают два эксперта, в итоге идет среднее арифметическое количество баллов. Когда между оценками двух экспертов слишком большая разница, заявку оценивает третий человек и идет в зачет уже среднее арифметическое от трех оценок. Но эксперт не просто баллы ставит, он пишет 11 заключений. Он комментирует оценку по каждому критерию и потом пишет общее заключение. Эти заключения нужны при подведении итогов. Когда экспертный совет ПФКИ принимает решения, он опирается как раз на эти тексты, на замечания, если возникают спорные вопросы. Заявитель всю эту кухню не видит. Он получает итоговый балл и возможность посмотреть баллы по критериям. Но и это очень важно, и мы всегда говорим: даже если вы немного сомневаетесь в своем проекте, все-таки подайте его на конкурс – вы получите обратную связь. Например, эксперт скажет, что по актуальности 5 баллов, значит, нужно здесь что-то усилить… Мы очень много работаем с заявками, которые с первого раза не победили. – Запрета нет на повторную подачу? – Можно подать еще раз. Есть люди, которые с шестого, с седьмого раза подают и выигрывают. Если не менять ничего, то можешь хоть 20 раз подавать – не получишь результата. Но если ты включаешь мозги в критическом направлении, начинаешь работать над заявкой, может, она у тебя поменяется, но в основе останется идея, которую ты просто исправляешь. Есть много ульяновских заявителей, кто одну и ту же идею подавал второй и третий раз, и потом выигрывал. – Мы уже знаем победителей первого конкурса 2025 года. Какие бы лично из поддержанных проектов вы выделили как наиболее значимые? И сможете ли рассказать чуть подробнее о литфестивале “33” – достаточно размытые формулировки в описании на сайте, а средства запрошены немалые. – 27 заявок поддержано – очень разные по размерам, значимости и локализации. Как никогда в этот раз победило много проектов, связанных с созданием кино- видеопродукции. Тут и анимационный сериал, и документальный фильм, и короткометражка. Мне очень радостно за наших киношников, потому что идей всегда было много. Ульяновское киносообщество бурлило идеями, люди свои деньги вкладывали, какие-то средства искали, а здесь гранты и хорошие суммы. Из таких проектов я рада за Ольгу Алашееву, она от компании “Art Profi” много подавала заявок, связанных с киновидеопроизводством, победил наконец космический мультсериал. По таким проектам мы получим классные фильмы, документальные, анимационные. Грант закончится, а фильм останется и продолжит работать. Когда музыкальный фестиваль проходит, остаются только эмоции, но когда остается книга, фильм, спектакль в репертуаре театра – я за такие проекты очень радуюсь, потому что у них продолжается жизнь. Еще один очень интересный проект – большая выставка к столетию филателии в России, одно из крупнейших событий в стране к этой дате. Очень нравится проект, который подавал Центр гражданского образования Елены Домашевской: иммерсивная выставка тылового Ульяновска на улице Гончарова. Пусть это не очень оригинальная идея, потому что мы уже частично ее воплощали несколько лет назад. Но здесь, при грантовой поддержке, мне кажется, будет нужный и своевременный проект на 9 Мая. – Это именно 9-го числа будет разыграно? – 8 или 9, не знаю, как праздничные дни сложатся, но это даты самого празднования. Я думаю, что это будет и визуально очень мощно, и интерактивно, увлекательно, особенно для детей и подростков. Литературный фестиваль “33” делают молодая команда ивентщиков Максима Пазекова и команда нашего Фонда. Это попытка переосмыслить литературное направление креативного города ЮНЕСКО и попробовать собрать на одной площадке разные ивенты, связанные или основанные на литературном материале. Это мода через литературу, музыка через литературу, гастрономия через литературу и так далее. – Сама литература останется? – Конечно. Литература ради литературы. Сейчас авторы проекта ведут переговоры с издательствами. Книжных выставок, мне кажется, много не бывает. Сейчас тираж книги в 500 тысяч экземпляров — это запредельно. Если раньше 10 тысяч это было мало, 100 тысяч – более-менее, то сейчас выходят тысячи экземпляров. Конечно, книги не доходят до читателей. Слава Богу, есть маркетплейсы. Но живую книгу хочется полистать, как раз выставка дает такую возможность. Когда я попросила организаторов назвать какие-нибудь имена, фамилии, пароли, явки, сказали, что информационная кампания расписана, будут рассказывать. Знаю, что есть дата – 3 августа, и что это будет площадка в центре города в формате open air. – Прием заявок на второй конкурс 2025 года также уже завершен. Есть ли среди заявок те, за которые вы болеете лично, или которые хотелось бы выделить из общей массы? – Болеем за всех. Есть маленькие заявки на 200-300 тысяч рублей, но люди старались. В эту волну очень много заявок от тех, кто подается первый раз. Всего зарегистрировано и будет направлено на экспертизу 163 заявки, а подано 170. 7 заявок не прошли верификацию Фонда. Среди них три муниципальных учреждения в формате казенного учреждения, но в данном конкурсе не могут участвовать казенные муниципальные учреждения. Еще четыре организации имели задолженность по налогам. Обидно, что люди потратили время, придумали идею, писали, готовились, но – не удосужились прочитать положение о конкурсе. В целом наибольшее количество заявок от некоммерческих организаций – 103, 32 – от муниципальных учреждений, 28 – от бизнеса, в том числе 19 от ИП. Радует активность бизнеса. Чаще всего их проекты — это маркетинг, реклама себя, своих возможностей, своей уникальности, своей востребованности. Здесь можно получить безвозмездные, безвозвратные деньги на рекламу себя любимого. Креативный бизнес, который у нас не такой большой, слава Богу, наконец-то почувствовал эту возможность использовать грантовые деньги для собственного продвижения. Поданы заявки от 23 муниципалитетов из 24. Для нас это тоже большой результат, потому что в первой волне 4 района не участвовали. Здесь только Базарносызганский район не подался. Дороги, конечно, проекты, в которых ты консультировал, помогал сформулировать. Фонд за январь-февраль провел несколько семинаров и, по-моему, 57 индивидуальных консультаций. Консультировали практически все сотрудники, поэтому дорогих проектов много. Назову некоторые. Это «Лето на Федерации», я думаю, это очень жизнеспособная история. Подает ее АНОшка “Ночь”, которая была управляющей командой в прошлом году, когда улицу Федерации ярко запустили с мая и до сентября. Государственная поддержка поможет и визуально представить улицу, и создать условия для тех, кто готов на ней работать – ремесленников, музыкантов, представителей других индустрий. Мне кажется, это место находит своего потребителя. Люди приходят не только как на ресторанную улицу покушать, но и интересно провести время. Мне очень нравится проект, который разработали и подали индивидуальный предприниматель Юлия Арефьева и Ирина Малова. Это Академия русской моды – проект, связанный с акселерацией, созданием коллекции молодыми дизайнерами. Предусмотрено возможность показать эту коллекцию в Ульяновске и в Москве. Красивый проект “Мультвселенная Варламова”. Александр Варламов – уроженец Симбирска, один из основоположников российского джаза. Обнаружилось, что почти к 50 мультфильмам “Союзмультфильма” он писал музыку. Это практически золотой фонд советской анимации. В основе проекта – создание большого киноконцерта с нашим УГАСО, а на экране будет идти нарезка этих анимационных фильмов. Здесь очень партнерская история. – “Союзмультфильм” уже поддержал? – Да, как партнер поддержал. В заявке есть трейлер к проекту, где Борис Машковцев, гендиректор “Союзмультфильма”, комментирует заявку. Они предоставляют эти 50 фильмов для создания киноконцерта. И Дядюра, художественный руководитель, дирижер оркестра, готов разработать нотный материал, создать эту программу. Опять же, это не разовая история – эта программа войдет в репертуар нашего оркестра. Еще мне очень нравится проект к 400-летию Ишеевки. Я думаю, он заслуживает поддержки. В 2025-м году эта дата, они придумали очень красивую историю – фестиваль, посвященный единству и многообразию тех культур, которые живут на территории Ульяновского района. В основе проекта лежат разные направление музыкального творчества и разные направления креативных индустрий. Такой большой-большой фестиваль на разных площадках, не только традиционных, как Дом культуры, но и на новых – парк, старинная фабрика как концертная площадка. Еще фестиваль “Аркадия”. Это проект, который имеет свою целевую аудиторию, тем более он в этом году посвящен 130-летию Художественного музея. Мне понравилось, что в деловую программу они включают музеи новых территорий. Такая интеграция пойдет на пользу всем. Все проекты интересны. Например, “Мелодия БРИКС”, новый формат в 25-м году. В прошлом году это был такой большой музыкальный фестиваль о народных инструментах стран БРИКС, теперь место его проведения – Москва и Бразилия. Причем в Москве это Национальный центр “Россия”. Тема музыкального БРИКС, которая в прошлом году прошла очень ярко, их заинтересовала, и они предложили сотрудничество. И в Бразилии, потому что они в этом году председательствуют БРИКС – им показалось, что такой проект украсит их программу. Традиционно близки проекты, подготовленные моими сотрудниками Фонда. Например, картирование креативных индустрий. Несколько лет назад проводили картирование ремесел, по результатам был выпущен атлас. Сейчас ремесленники всё больше и больше участвуют в различных ярмарках, они о нас узнали и мы о них. Я думаю, что картирование креативных индустрий — это еще один способ для того, чтобы большее количество творческих команд узнали о наших проектах, о том, где можно участвовать. И чтобы мы о них узнали, чтобы можно было их вовлекать в разные активности. – Проектов много, но обращает внимание, что немалое число из них – фестивали, креативные индустрии, для которых, как вы сказали, это во многом маркетинг. Много небольших проектов от ТОСов, из районов. Но не все же фестивалить? Мало стартапов, заявок по академическому искусству, по выявлению и поддержке молодых талантов, хотя такие категории ПФКИ тоже предусматривает. Это такая особенность грантовой работы, что проще разовый проект сделать и закрыть, или у нас в регионе так культурная индустрия развивается? – Если мы говорим про учреждения культуры, то есть такое понятие как государственное или муниципальное задание. И на определенные форматы работы, на творческие коллективы, мастер-классы заложены бюджетные средства. А что бывает всегда в дефиците? Это событийка. У людей, которые работают в культуре, идей гораздо больше, чем 8 Марта, День Победы, День России или Новый год. Также люди хотят больше событий, связанных с локальной историей, сегодня на это бум: под кожу лезут, вытаскивают из небытия имена, события, которые были раньше не очень объявлены обществу. Но на это государственных денег не хватает, основной бюджет уходит на госпраздники, социально значимые мероприятия и так далее. И творческие люди, которые работают в государственной и муниципальной культуре обращаются к грантовой поддержке. Во-вторых, есть огромное количество видов творчества. У нас есть статья в Конституции, которая говорит, что каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям и на собственную творческую самореализацию. Эта самореализация сейчас пышным цветом цветет именно в грантовых заявках. Вы видели грантовую заявку на музей шаманизма? Не знаю команду, которая это готовила, но у людей есть такое желание. Для них это важно, может быть, это часть их национальной субкультуры. Классическую музыку любят 3%, джаз любят 1%, народную музыку – 10%. А еще есть огромное количество людей, которые интересуют разные совершенно какие-то локальные направления, жанры искусства или творчества. Грантовая поддержка — это один из механизмов возможность себя реализовать. Стартапов подавалось много в 2023-2024 годах. Предприниматели приходили с новыми продуктами, которые хотели вывести на рынок. Но большинство этих проектов не были поддержаны. Это наша боль, потому что в том числе для этого создавался ПФКИ. Но я бы здесь как бы точку не ставила, мы знаем, что у ульяновских предпринимателей есть много таких идей. Почему много небольших событий? Как-то Карманов, приезжая на семинар, привел такой пример: президент страны посетовал, что наша молодежь очень увлечена героями Голливуда, Диснея и так далее, а русских героев мы очень мало знаем. После этого прошла очередная волна грантового конкурса, и было подано более 200 заявок, где так или иначе каждый регион стремился провести фестивальчик, связанный со своим героем. Но, посетовал он, никому не пришло в голову сделать один большой фестиваль российских сказочных героев. Но, понимаете: для того, чтобы сделать большое событие, надо, чтобы сначала 200 маленьких фестивалей прошли в регионах. Сейчас накапливается критическая масса этой фактуры.
![]() |
|