Ленинский районный суд вынес приговор, который стал прецедентом для Ульяновской области. Музыкант Александр Иванов выиграл у специалиста по иглоукалыванию Айнура Хакимова, который проткнул ему легкое акупунктурной иглой во время сеанса. Изначально дело было возбуждено по ч. 2 ст. 238 УК РФ – «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». После ее переквалифицировали в ч. 1 ст. 235 УК – «Осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека». Разбирательства заняли больше года.

Накинул две тысячи сверху

Александр рассказал, что пошел к Айнуру Хакимову по рекомендации, хотел избавиться с помощью иглоукалывания от мышечных зажимов в лопатках.

– В январе прошлого года я прошел два сеанса, и на втором во время процедуры Хакимов, как выяснилось позже, проколол мне акупунктурной иглой легкое. Изначально я этого не понял, хотя и почувствовал непривычную боль. Через несколько часов мое состояние ухудшилось. Я описал в сообщении Хакимову симптомы: у меня появился кашель, было ощущение, что легкое будто бы хочет расправиться. Он молчал два дня и лишь на третий дал рекомендацию пить боярышник и купить мазь меновазин. Я подумал, что это не очень хороший совет — мне становилось все хуже, и отправился на КТ легких. Состояние на тот момент у меня было «слегка предсмертное» – и физическое, и эмоциональное, я ощущал щелчки в области сердца, – вспоминает музыкант.

После КТ Александра направили к торакальному хирургу, и он, чтобы не тянуть время, обратился в частную клинику. Врач, который его принял, оказался заведующим отделением торакальной хирургии в областной больнице. Он сразу же с приема отправил Иванова в больницу на госпитализацию.

– Из больничной палаты я снова написал Хакимову: сообщил, что у меня пневмоторакс. Он ответил, что в его практике это впервые, извинился и перевел мне шесть тысяч рублей (два сеанса стоили четыре тысячи – то есть, накинул сверху две тысячи). Мне снова проткнули легкое – уже с другой стороны, вставили в грудь пластиковую трубку и таким образом убрали накопившийся воздух и жидкость в стенках легкого. С этой трубкой я пролежал в больнице неделю. За это время задумался о ценности своего здоровья, о том, что мне понадобится восстановление. Почитал, что это за травма, нашел, что она считается тяжким вредом здоровью, узнал, что в России, оказывается, уже были подобные случаи и возбуждали уголовные дела. И понял, что хочу защитить свои интересы и получить компенсацию, – рассказывает музыкант.

Выписавшись из больницы, Иванов пришел на встречу к Хакимову и озвучил, что хотел бы получить компенсацию в размере 500 тысяч рублей. Заявил, что если он откажется, разрешать ситуацию будет через суд, но в иске уже будет указан миллион рублей. Айнур согласился и предложил сначала выплачивать по 50, а затем по 100 тысяч рублей в месяц. Но Александр от такого варианта отказался: он уточнил, что ложиться в больницу в его планы не входило, и постепенные выплаты его не устраивают.

– В итоге мы сошлись на том, что он компенсирует мне сумму в течение месяца. Я предложил ему проконсультироваться на эту тему с юристом, чтобы заверить все документально, он согласился. Но уже через несколько часов он связался со мной и начал намекать на то, что я занимаюсь вымогательством. Видимо, таким стал итог его общения с юристом. После этого я отправил Хакимову официальную детальную претензию, где собрал все медицинские документы, результаты КТ, эпикриз, выписки из больницы – все, что было у меня на руках и свидетельствовало, что именно его действия стали причиной моего состояния. Вручил лично в руки. Через месяц он прислал ответ, где заявил, что не считает, что он или его действия как-то причастны к моему состоянию. А медицинских услуг он мне не оказывал. После этого я подал заявление в Следственный комитет, МВД, в прокуратуру, Росздравнадзор, Роспотребнадзор и Минздрав, – говорит Александр.

Предложил договориться без суда

После этого пошли проверки и начали всплывать интересные подробности. Оказалось, что Хакимов не был никак зарегистрирован – ИП он оформил уже после того, как Иванов написал претензию (дата регистрации – 1 марта 2024 года, один из видов деятельности – физкультурно-оздоровительная). У него не было лицензии на ведение медицинской деятельности. СК возбудил уголовное дело.

Первая медэкспертиза показала, что точно утверждать, что причиной пневмотракса стал прокол легкого в результате иглоукалывания, невозможно. После этого была назначена комиссионная судмедэкспертиза с привлечением торакального хирурга, пульмонолога, рентгенолога, рефлексотерапевта. Со стороны Хакимова выступил эксперт по традиционной китайской медицине, который занимается иглоукалыванием и ведет деятельность как представитель народной медицины. В итоге экспертиза показала, что причиной пневмоторакса действительно стала ошибка специалиста, исключив при этом другие возможные причины.

– Я вспомнил, что в процессе проведения процедуры Хакимов отвлекался – на первом сеансе к нему пришла женщина и начала его стричь. Представляете: я лежу на кушетке с иглами в спине, и в это время происходит такое действие. После они мило беседовали. На втором сеансе он с кем-то созванивался, заказывал еду. С точки зрения включения в процесс, на мой взгляд, была очень велика вероятность допустить ошибку. Плюс эксперты рассказали, что метод, который он озвучил в показаниях, не применяется для решения в месте локальной проблемы, – пояснил Александр.

После того, как судмерэкспертиза озвучила результаты, Хакимова перевели под подписку о невыезде. Иванов предложил ему вариант с досудебным штрафом, но он отказался. В итоге в феврале начались разбирательства в суде, которые завершились в пользу музыканта.

– Сторона защиты откровенно затягивала процесс, привлекая экспертов, каких-то свидетелей, которые должны были транслировать, что Хакимов занимается не медицинской деятельностью, а традиционной китайской медициной. Судмедэксперт с большим опытом пытался доказать, что нарушена методология проведенной экспертизы. На допрос вызывали министра здравоохранения Ульяновской области, но вместо нее пришла директор Департамента лицензирования, от которой пытались добиться, в чем разница между иглоукалыванием в рефлексотерапии и иглоукалыванием в традиционной китайской медицине. И это важный нюанс, – продолжает Александр.

В российском законодательстве акупунктура, иглоукалывание, иглорефлексотерапия, иглотерапия – это рефлексотерапия. Чтобы ей заниматься, нужно иметь высшее медицинское образование и лицензию, которой у Хакимова не было. Равно, как и права на занятие народной медициной (в статье 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится, что целителям выдается соответствующее разрешение). Если ты оказываешь услуги по народной медицине, не имея на это разрешения, то тебе грозит штраф в несколько тысяч рублей.

– Защита пыталась доказать, что традиционная китайская медицина, которой занимается Хакимов – это народная медицина. Но в российском законодательстве у традиционной медицины нет правового статуса. При этом с 2017 года традиционная китайская медицина в самом КНР признана официальной, и там все регламентировано и систематизировано, специалисты несут ответственность за нарушение методологии и оказания помощи. А у нас получается существенный разброс между рефлексотерапией и методами народной медицины, которым ты можешь научиться по книжке и начать практиковать. Это опасно, – говорит Александр.

По его мнению, суть этого дела в том, что Айнур Хакимов, который позиционировал себя в Ульяновске как классный специалист, но работал 10 лет без каких-либо разрешительных документов, совершил ошибку и полностью отказался от ответственности за нее. Хакимов все же подал заявку в Минздрав на получение разрешения заниматься народной медициной, но в январе 2025 года. Ему ее выдали, но только на деятельность, связанную с фитотерапией.

Айнур Хакимов так и не признал свою вину, суд встал на сторону пострадавшего музыканта. Акупунктурщику назначили штраф в 80 тысяч рублей, наложили запрет на занятие деятельностью по рефлексотерапии, в том числе иглоукалыванию, сроком на два года, а также компенсацию морального вреда в пользу Иванова в размере 700 тысяч рублей (Александр просил 2 млн).

– В целом для меня это приемлемое решение, хотя вернуть целостность своего легкого я уже не могу, у меня на груди шрам, за ту неделю мне сделали два прокола легкого. Мне в первую очередь хотелось, чтобы Хакимов осознал, насколько его действия безответственны, потому что они могут коснуться не только меня, но и других людей. Учитывая его подход, то, в каком стиле он проводит свои приемы, – это абсолютное неуважение к своим пациентам и пренебрежение их здоровьем, – считает музыкант.

Александр подчеркивает, что изначально старался по-максимуму разрешить вопрос так, чтобы не навредить практике Хакимова и сохранить с ним нормальные отношения. Но, по его мнению, акупунктурщик сделал все возможное, чтобы он обратился в госорганы.

– Мне пришлось сделать целый ряд выборов, которые повернули меня в процессуальную сторону. Но в итоге понял, что человек не понимает серьезной ответственности за свои действия. Поэтому у меня не осталось выбора, кроме как обратиться к нашей государственной системе. И мне понравилось, как она работает: я столкнулся с адекватными людьми, настоящими профессионалами, – резюмирует Александр.

По его мнению, Хакимов, скорее всего, подаст апелляцию, так как виновным он себя так и не признал. Пока информации  об этом нет.