В Ульяновске в самом разгаре – праймериз «Единой России». По данным регионального исполкома на вчерашний день, в предварительном голосовании приняли участие 35 тысяч горожан. Из 218 кандидатов останутся только 40 – они пойдут на выборы депутатов Гордумы в сентябре. Между тем, ульяновцы начали жаловаться в соцсетях, что единороссы активно применяют административный ресурс – указывают, за кого именно нужно отдать голос. В самой ЕР от какого-либо давления открещиваются, но наблюдатели считают, что подобная «мобилизационная технология» используется повсеместно. Собрали подробности.

Процедура предварительного электронного голосования стартовала 19 мая, она продлится до 25 мая. Проголосовать за кандидатов можно через Госуслуги. В качестве участников праймериз выдвинулось 227 человек, но двоих исключили из-за отсутствия справок, семерых – по личному заявлению. Итого было зарегистрировано 218 канидатов: 11 участников СВО; 28 действующих депутатов УГД; более 90 человек – представители соцсферы (преподаватели, работники детских садов, школ и техникумов, врачи, работники культуры); шесть сотрудников региональных оборонных предприятий; более 60 индивидуальных предпринимателей, самозанятых, студентов, сотрудников коммерческих предприятий.

Накануне руководитель исполкома реготделения «Единой России» Константин Долгов опубликовал данные – как проходит голосование. За первые три дня голосования явка составила почти 35 тысяч жителей города — это более 7%.

Пока самые активные избиратели в Засвияжском (более 13 тысяч) и Заволжском (более 9 тысяч) районах.

На каждом из перечисленных пяти округов свои голоса за участников праймериз отдали порядка тысячи человек:

  • Засвияжский одномандатный избирательный округ 22 (по нему идет действующий депутат Гордумы Алсу Айзатуллина);
  • Засвияжский одномандатный избирательный округ 29 (в кандидатах – нынешний спикер парламента Илья Ножечкин);
  • Ленинский одномандатный избирательный округ 39 (по нему идет Елена Вершинина – действующий депутат, помощник депутата ЗСО Владимира Ожогина, председатель ТОС «Репино»);
  • Засвияжский одномандатный избирательный округ 25 (выдвинулся депутат Гордумы Максим Зацепин);
  • Засвияжский одномандатный избирательный округ 20 (пока он в ведении депутата Илхамии Маллямовой, но она решила не избираться заново. В числе кандидатов – директор ДШИ № 3 Павел Гришин).

Отстающие округа, где проголосовало всего по 600-700 человек:

  • Ленинский одномандатный избирательный округ 34 (здесь выдвинулись действующий депутат Александр Шерстнев, а также участник СВО Игорь Руков, который в 2012 году пытался стать сити-менеджером Ульяновска, но выбрали Сергея Панчина);
  • Заволжский одномандатный избирательный округ 10 (идет депутат Виктория Маркелова);
  • Железнодорожный одномандатный избирательный округ 2 (выдвинулся член Гордумы Сергей Федотов);
  • Заволжский одномандатный избирательный округ 17 (в числе кандидатов – депутат Александр Виноградов);
  • Заволжский одномандатный избирательный округ 13 (идет депутат Александр Шубин).

– У каждого участника еще есть возможность замотивировать жителей и вызвать интерес к своей кандидатуре. Время мобилизовать силы, – пояснил Долгов.

После старта праймериз в Сети появились сообщения о том, что «на местах» применяют административный ресурс. Все традиционно: по чатам родителей, работников бюджетной сферы и предприятий рассылают требования обязательно проголосовать и отчитаться об этом.

В реготделении КПРФ уже опубликовали критичный пост, в котором сообщили о «повсеместном принуждении во внутрипартийном голосовании одной из политических партий».

– Дело доходит до того, что некоторых учителей заставляют исполнять незаконные распоряжения вопреки их личным политическим взглядам, под угрозой «административного давления». Тех сотрудников, кто сам не проголосовал в праймериз едроссов или не обеспечил голосование подконтрольных групп (подчиненные, родители) — публично призывают к ответственности за неисполнение несуществующих обязанностей. Праймериз – это прежде всего дело конкретной политической партии, это никакая не государственная и не общественная обязанность. Плюс это незаконный сбор персональных данных граждан, ведь каждый проходит аутентификацию на сайте Госуслуг, – написал в своем телеграм-канале помощник сенатора РФ Айрата Гибатдинова Дмитрий Туктамышев (фото оттуда же).

Журналист Улпрессы Лидия Пехтерева поделилась своими наблюдениями:

– С понедельника начались праймериз в ЕР – предварительное голосование на выборы в Гордуму. Откуда я это знаю? Нет, не с работы, а из детсада и школы.
В бюджетных учреждениях составляют списки родителей по округам и просят проголосовать за конкретного кандидата.
У нас – за Шеянова. Владимир, ну вы же спортсмен, зачем так неспортивно?
Сначала думала плюнуть, вроде как внутреннее дело ЕР. Потом пришло ещё одно сообщение – в личку, пересланное от директора школы, с указанием кандидата. И ещё одно – в саду, со списком родителей, прописанных в конкретном округе.
Да, все верно: персональные данные родителей, переданные школе и саду, эти школа и сад используют незаконно для нужд кандидата и партии. Думаю, а не пойти ли завтра в прокуратуру с этой агитацией.

Секретарь ульяновского реготделения ЕР Владимир Камеко заявил, что партия действительно информирует о том, что идет предварительное голосование, предлагает принять участие, «но мы точно не заставляем это делать»:

– Как можно человека заставить это сделать? Он скажет – хорошо, а сам не пойдет голосовать. Я не соглашусь, что кого-то заставляют, но у каждого свое видение. Может быть, где-то на местах могут перегнуть и сказать: «быстро проголосуйте». Но такой установки нет.

По словам Камеко, кандидаты, участвуя в праймериз, за счет избирателей должны организовать свою победу и поддержку. «И то, как они ее организуют, будет результатом их работы», – говорит секретарь реготделения.

Наш источник, хорошо знакомый с политической ситуацией в регионе, на условиях анонимности прокомментировал, что «это, к сожалению, повсеместно используемая мобилизационная технология»:

– Она начала активно распространяться с того момента, когда партия «Единая Россия» перешла к так называемой первой модели предварительного голосования, когда приглашают всех избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего округа. Она нужна прежде всего самим будущим кандидатам, ведь именно от итогов праймериз зависит, кого партия власти выдвинет на своей конференции по соответствующему округу. То есть это, по сути, внутривидовая борьба некоторых кандидатов одной партии.

К сожалению, оспорить особенность этой технологии в прокуратуре на этом этапе вряд ли получится. Официально она проводится до начала избирательной кампании, а потому не подпадает под регулирование законодательства о выборах и, соответственно, не является нарушением. Но от этого, конечно, приятней не становится. Каждый ульяновец вправе сам решать, выслушав все призывы в свой адрес, что именно ему делать в период с 19 по 25 мая. Идти ли голосовать физически или у своих компьютеров, или не голосовать. Но в любом случае, на мой взгляд, думающим людям симпатии к партии такая мобилизационная предвыборная технология не прибавляет.

 

 

Фото на главной – телеграм-канал Константина Долгова.