На заседании бюджетного комитета Заксобрания разгорелась дискуссия по вопросам финансирования транспортных перевозок и эффективности расходования бюджетных средств. 

По данным министра транспорта Евгения Лазарева, 2024 год регион завершил с кредиторской задолженностью в 176 млн рублей, связанной в основном с крупными перевозчиками (РЖД, авиация). Обеспеченность транспортных перевозок на первое полугодие составляет 100%, контракты заключены, путём внутренних бюджетных корректировок удалось обеспечить работу на июль и август. Однако для финансирования перевозок с сентября до конца года требуется дополнительно 133 млн рублей только на автоперевозки. При этом новые торги должны состояться с 1 июля, а необходимые лимиты для пассажирских перевозок с 1 сентября должны быть утверждены до 1 августа.

Депутат Мария Шпак подчеркнула критическую важность обеспечения транспортной доступности для жителей отдалённых сёл, где автобус зачастую является единственным средством передвижения (хотя бы раз в неделю до райцентра). Она отметила, что существующие тарифы для перевозчиков (например, 32 рубля за километр в Павловском районе) не покрывают реальные затраты на топливо, зарплаты водителей и лизинг, что может привести к отказу частных компаний работать на убыточных маршрутах. По её мнению, с ростом затрат на труд в бюджетной сфере необходимо адекватно повышать оплату водителей, чтобы сохранить маршруты.

Министр финансов Наталья Брюхавова высказала сомнения в обоснованности заявленной потребности в средствах, основываясь на опыте прошлых лет, когда реальные расходы оказывались ниже запланированных. Тем не менее, она признала сохраняющийся дефицит в размере около 30-40 миллионов рублей по автоперевозкам, необходимость субсидирования РЖД и авиасообщений.

Депутат Василий Гвоздев потребовал «большей прозрачности и ответственности в бюджетном процессе». Он отметил, что при общем позитивном отчёте о доходах и расходах за 2024-й год, внутри системы теряются значительные средства. В качестве примера он указал на музейный проект, где из заявленных 163 миллионов в 2024 году было профинансировано лишь 900 тысяч, а большая часть средств, по его словам, «пропала», вынуждая регион докладывать десятки миллионов из собственного бюджета в последующие годы – что он назвал «двойным софинансированием».

Другой пример —  бассейн «Дельфин» в Димитровграде. Депутаты запрашивали средства на ремонт чаши и оборудования, необходимых для функционирования бассейна. Однако, по информации Брюхановой, в итоге был отремонтирован фасад, несмотря на отдельное соглашение, предусматривающее именно ремонт фасада. Гвоздев возмутился,  что средства на необходимые ремонты (например, поликлиники или хирургического корпуса) отсутствуют, но при этом начисляются штрафы, за которые депутаты должны голосовать.

В итоге депутаты сошлись во мнении, что система контроля за расходованием бюджетных средств в правительстве является «малоэффективной или неэффективной», позволяя нарушениям происходить даже под непосредственным кураторством ответственных лиц.