Член Союза художников России, скульптор Игорь Смиркин раскритиковал «кулуарность», которую проявляют ульяновские власти в обсуждении вопросов внешнего облика и установки новых памятников. Поводом для дискуссии стала информация о том, что на Комиссии по делам участников специальной военной операции и членов их семей в Заксобрании рассмотрели вопрос об установке памятника бойцам СВО. Инициатором обсуждения этой темы стал атаман Ульяновского Отдела СКВРиЗ Андрей Куликов. Смиркин опубликовал дискуссионное размышление на эту тему, призвав коллег и всех неравнодушных обсудить ее вместе с ним. Андрей Куликов рассказал, что на заседании Комиссии «договорились провести дополнительную встречу с профильными руководителями для постановки конкретных задач, создания комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами. Главным условием оговорил участие представителей сообществ участников СВО, на всех этапах работы, чтобы их мнение было учтено в полной мере». Попытка установить памятник погибшим на СВО бойцам предпринималась еще в 2023 году. Тогда мэр Александр Болдакин представил на градсовете несколько эскизов монумента и предложил варианты его размещения: верхняя/нижняя площадка на площади 30-летия Победы, на эспланаде на улице Гимова, на аллее на улице Карбышева, справа от входной группы на Ишеевском кладбище и прочие. Тогда архитекторы высказали мнение, что не стоит «засорять» площадь 30-летия Победы новым монументом, превращая ее в «кладбище» памятников. И в целом, устанавливать его еще рано, уточнив, что «Это должен быть памятник на уровне монументов в память Великой Отечественной войне, место нужно выбирать в центре». К слову, губернатор Алексей Русских тогда предложил поставить памятник бойцам СВО на территории нового Суворовского училища в Заволжском районе, чтобы «развивать и левый берег». Улпресса уточнила в мэрии Ульяновска, на какой стадии сейчас этот проект. «Работа ведется, но пока не на той стадии, чтобы обозначать и проект, и площадку», – ответили нам в городской администрации. Игорь Смиркин высказал на своей странице ВК мнение об этом: «Архитекторы не знают что в Ульяновской области есть Ульяновское Региональное отделение Союза художников России. Поэтому не обращаются в правление организации за консультацией по памятнику СВО. Вот какая-то странная любовь к непонятным специалистам!». Он опубликовал дикуссионное размышление на эту тему: Прошлые годы были богаты на проведение конкурсов. Участвуя в этих конкурсах и анализируя итоги, я пришёл к следующим причинам и следствиям: 1. Отсутствие финансирования. В положении Управления архитектуры и градостроительства нет статьи расходов на обеспечение проведения конкурсов. Но почему-то постоянно поручается «сверху» проведение конкурсов архитектуре. Отвлекая специалистов от основной работы. Подготовка конкурсной документации является затратным мероприятием. Это и исследование городского пространства на предмет места размещения арт-объекта, проведение консультаций у специалистов по техническому заданию, и наконец, работа юристов. Как правило, в соседних регионах такую работу проводят независимые коммерческие организации. 2. Плохо продуманы условия конкурсов (т.е. техзадание). Нет конкретного творческого задания. Пример — памятник «милиционеру». Как правило, в творческом конкурсе ставится задача по созданию образа какой-то реальной личности или события, связанных со спецификой темы. В том, что породила областная архитектура, ничего, кроме парадной формы милиционера времён СССР, визуально перерезанной щитом мы не видим. Сама подача геральдического щита и натуралистической фигуры выглядит абсурдно. Всё вышесказанное не относится к исполнителю-скульптору! Фигура выполнена в традициях академической школы. Как говорится, что рекомендовали, то и получили. И главное — это место размещения памятника. Казалось бы, органам архитектуры необходимо озадачиться поиском места размещения под памятник. Но, думаю, из-за нехватки времени и экономии финансов, а также необузданного желания пропиариться в деле благоустроительных работ предлагается уже практически готовые в смысле благоустройства места. К горькому сожалению властей, места на площади 30-летия Победы уже нет (там настолько навтыкали объектов, что авторы проекта площади были бы в шоке). Хотя есть градсовет, на заседании которого могли бы предложить наиболее эффектное место размещения памятника милиционеру. 3. Отсутствие прозрачности в освещении конкурса, конкурсных проектов. Не созданы условия аудиторной защиты конкурсантами своих эскизных предложений с последующей широкой публикацией проектов. Чтобы население города могло увидеть альтернативные варианты памятника. Не был вынесен вопрос размещения памятника милиционеру на градсовет. Хотя на нем рассматриваются проекты гаражей и моечных станций, вплоть до торговых палаток. Хорошим примером этого действа явился конкурс на памятник А.Ф. Кони. Пресса опубликовала только одно фото визуализации проекта-победителя конкурса. Надо заметить, что некоторые издательства догадались обрезать фото, убрав фигуру человека, чтобы не было видно гигантского размера проектируемого памятника. Просто общественность поставили перед фактом. Я лично и мои соратники в опубликованной привязке увидели короля-«качка» из мультика «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», направляющегося к маааленькому милиционеру времен СССР. (Наверное, всё же догадаются сделать фигурку поменьше.) Но даже и в этом случае, скажите, напольная компоновка фигуры соответствует стилю сложившейся архитектурной ситуации? Появляется вопрос – зачем? Зачем превращается город с богатым культурным прошлым, связанный с великими личностями в провинциальный отстойный городишко». Надо заметить, что работа скульптора над образом включает в себя углубленное изучение исторического материала, иконографии, архитектурной среды, техники и стиля исполнения. Как правило, это занимает не один месяц. И вот художники включаются в работу в надежде, что есть возможность выиграть в конкурсе и заработать… 4. Сроки. На протяжении десятилетий решается один и тот же вопрос: «Освоение финансов на текущий отчётный год». По этой причине режутся сроки проведения конкурсов, сроки исполнения проектов и в результате, мы имеем то, что есть. М.Г. Манизер, наверное, никогда не создал бы памятник В.И. Ленину, ведь у него только на работу по поиску образа вождя ушло три года. Как правило, монументальная скульптура, выполненная в бронзе, может стоять столетия, и спешка губительно сказывается на качестве произведения. 5. Непрофессиональный состав конкурсного жюри. В жюри по памятнику А.Ф. Кони не было ни одного специалиста в области монументальной пластики. Хотя можно было бы пригласить из соседних регионов. Хотелось бы посмотреть на творческие работы, архитектурные проекты, искусствоведческие монографии многих членов из состава этого жюри. Думаю, о музыке должен говорить музыкант, заслуживший право компетентно судить. Да… в жюри присутствовал ОДИН художник Н.К. Маврин. Для особо одарённых архитекторов-чиновников, поясняю, Ульяновское Региональное отделение Союза художников России представляет собой объединение художников разных направлений изобразительного искусства, доказавших свой профессионализм участием на престижных выставках, и реализованными проектами, а председатель организации может быть по специализации графиком, керамистом и кузнецом, и как в нашем случае талантливым живописцем-станковистом. В профессиональной подготовке живописца-станковиста нет углубленного изучения архитектуры, стилей, знания технологий создания монументальной пластики и т.д. Так и развивается наш город, постепенно теряя своё историческое лицо и колорит, с пластмассовым диваном (антихудожественным арт-объектом), и законсервированным дворцовым комплексом в самом центре (бывшее Суворовское училище), с набором стандартных для всей России детских игровых площадок, различающихся только по названию. Город, встречающей со стороны севера гостей траурной «стеной плача» с названием «Парк «Победы», одобренной комиссией по благоустройству, состоящей из личностей, далёких от монументального искусства!». О том, что «за правильное установление памятников необходимо сражаться», пишет и УРО ВООПИиК: «К сожалению, получить удовлетворительный результат, особенно в последнее время, крайне затруднительно. Однако есть отдельные положительные примеры. В 2008 году татарская общественность обратилась к властям города с предложением установки на ул. Советской, в сквере между домом Языковых и Карамзинским сквером — монумента Кул Гали. Кул Гали – булгарский поэт, выдающийся представитель средневековой волжско-булгарской тюркской литературы XIII века. Однако сведения о нем немногочисленные и противоречивые. Бывшая Карамзинская площадь и Дом Языковых – памятники федерального значения, сохранившегося общественного центра Симбирска, основанного в XVII веке. В открытом письме директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов тогда написал, что «продолжает настаивать, что выбор места для памятника конкурсной комиссией, в которую… вошли «достаточно компетентные специалисты»… ошибочен по всем параметрам. Быть может, это те же «специалисты», что определили место недавно установленным памятникам Гимову и Разумовскому? Уважаемые члены общественных организаций, посмотрите, как неграмотно и плохо это сделано. Вы хотите так же?.. Что мы будем иметь, если памятник Кул Гали «воткнут» в небольшое пространство между домами?. Памятник великому гуманисту на тротуаре? «Его не будет видно, он затеряется в зелени сквера». Он предложил «внимательно отнестись к предложению установить памятник Кул Гали возле кинотеатра «Октябрь» (газета «Симбирский курьер». 2 сентября 2008 года). В результате памятник Кул Гали открыли 17 октября 2008 года в северной части Ульяновска – месте компактного проживания татарского населения города, на площади перед бывшим кинотеатром «Октябрь». Здесь монумент получил выигрышные точки обзора и возможность кругового осмотра». Фото — страница УРО ВООПИиК ВКонтакте ![]() |
|