С принятия закона о регулировании размещения операторов связи в многоквартирных жилых домах прошел год. Но ожидаемого порядка в этой сфере не наступило.

Таким вот варварским образом, абсолютно как попало проложены провода в доме №6 по ул. Камышинской
Как изменить ситуацию и что мешает — разбирались 29 мая на совместном заседании президиума Координационного совета собственников МКД в Ульяновской области и межведомственной рабочей группы по вопросам реализации Федерального закона №67-ФЗ (о провайдерах). Старшие по домам и руководители УК, которых наконец-то пригласили к участию в дискуссии вокруг этой темы, придали ей более реалистичное направление, нежели намечалось в бравурных отчетах о благотворном продвижении цифровизации в нашем регионе. Как говорится, добавили ложку дегтя в бочку пиара. Также участвующие в заседании представители Госнадзора подтвердили наличие проблемы: на фоне десятков жалоб от жильцов МКД ежемесячно от провайдеров — всего два обращения за весь год. Движение идет в основном в одном направлении, а не с двух сторон, поэтому и сближения пока не наступило.
ХОЗЯИН ДОМА ОТСУТСТВУЕТ
Мы неслучайно оговорились, что УК и жильцов НАКОНЕЦ-ТО допустили к дискуссии, пусть уже и после принятия закона. Напомним историю вопроса. Первая попытка внести поправки в Жилищный кодекс РФ была еще в 2016 году. Но тогда жилищному сообществу во взаимодействии со СМИ удалось остановить этот процесс. Затем нас буквально отстранили от обсуждения и приняли закон без учета мнения экспертов ЖКХ и старших по домам. С 6 апреля 2024 года провайдеры получили свободный (без решения общего собрания собственников) доступ в МКД, да еще и бесплатно! Тем же законом собственникам запретили взимать арендную плату с операторов.
— Законопроект, ставший затем 67-м законом, вызвал резко отрицательное отношение как собственников, так и экспертного сообщества, поскольку, во-первых, содержал ложные посылы, а, во-вторых, шел вразрез с буквой и духом Жилищного кодекса, правами собственников. Об этом отношении нельзя не говорить, потому что эти же претензии сегодня остаются главными в отношениях между собственниками и операторами, — пояснил заместитель председателя Координационного совета собственников Геннадий АНТОНЦЕВ.
Вспомним, под каким соусом преподносились данные изменения в ЖК РФ. Все тезисы сохранились в пояснительной записке к проекту федерального закона:
• необходимость обеспечения права граждан на доступ к информации;
• отсутствие возможности у граждан самостоятельно выбрать оператора;
• невозможность обеспечения присутствия на собрании 2/3 собственников;
• массовые злоупотребления со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом;
• отсутствие конкуренции при доступе операторов связи в МКД;
• необходимость доведения доли домохозяйств, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет, до 97% к 2030 году.
Любой грамотный собственник скажет, что основания эти в большей части надуманные, а сторонники изменения законодательства не привели доказательств и обоснований своих предложений. Закон получился однобокий — в сторону предпринимательских интересов операторов связи. Не говоря уже о том, что он нарушает фундаментальное право собственников распоряжаться своим общим имуществом в МКД, которое вообще-то содержится за их счет. Между тем в законе №67-ФЗ хозяин дома напрочь отсутствует, его там нет, а все отношения прописываются исключительно между провайдерами и управляющими организациями.

Подъезд многоквартирного дома №39 по пр. Нариманова разрушается благодаря дыркам, которые обильно сверлят в стенах и потолках для прокладки кабелей, — типичная картина для Ульяновска
ЗАПУТАЛИСЬ В ДЖУНГЛЯХ
До 6 апреля 2025 года в соответствии с 67-ФЗ операторы были обязаны:
• снабдить свои сети средствами идентификации, позволяющими установить их принадлежность;
• привести сети в соответствие с типовыми техническими требованиями их монтажа в МКД.
Но по факту эта работа отдельными провайдерами лишь едва (на 10%) начата, а иные и не приступали. «Джунгли» из проводов в наших подъездах как были, так и остались, и наводить порядок почему-то никто не бросился. В первую очередь что сделали операторы? Расторгли договоры аренды.
— Данный закон провайдерами воспринимается исключительно как возможность не платить за размещение своего оборудования. Между тем, для примера, один МКД собирал до 80 тысяч рублей в год за счет этих средств, собственники могли их потратить на ремонт общего имущества или на благоустройство двора. Если внимательно почитать закон, то в нем содержатся обширные требования к самим провайдерам. Чтобы привести сети в порядок, по нашему опыту, на один дом в четыре подъезда и девять этажей требуется порядка двух лет. Много старых сетей, и операторы их не убирают. В квартиру заходит шесть кабелей, а используется один. Потому что житель к одному провайдеру подключится, где подешевле или по акции. Потом акция закончилась, он к другому подключился. И каждый монтажник приходит и начинает тянуть свой кабель, при этом никакой маркировки не ставят, определить, где чей, какой рабочий, а какой нет, невозможно, — поделился опытом директор УК «МегаЛинк» Александр НИКОЛАЕВ.

На заседании старшие по домам наконец-то смогли глаза в глаза пообщаться с представителями тех самых провайдеров, которые им житья не дают и досаждают несанкционированным сверлением, бурением и разрушением фасада, стен и перекрытий, а также уклейкой подъездов рекламным спамом
Другие руководители УК также подтвердили, что даже после принятия закона кабели провайдеров продолжают прокладываться без соблюдения технических требований. Затрудняет исполнение законодательства то, что в Ульяновске лишь филиалы федеральных операторов связи, а центры принятия решений находятся в других городах. Для осуществления монтажа кабелей привлекаются неквалифицированные работники либо откровенные «шабашники» по объявлению. Таким образом, конкретному специалисту абсолютно все равно на требования, главное — подключить абонента и побыстрее получить деньги за работу. Ответственность операторов за неисполнение 67-ФЗ отсутствует.
Помимо «джунглей» из кабелей, свою лепту в «украшение» подъездов МКД вносит назойливая рекламная расклейка объявлений — на каждом этаже, от каждого оператора связи, каждый месяц! Жильцов бомбят рекламным спамом, вызывая дополнительное раздражение и недовольство.
— Запретить бы эту расклейку полностью — мое личное мнение. Мы бы и леса Сибири сберегли, и наши подъезды сделали чище. Однако это бизнес, который управляется централизованно из головного офиса компании, и здесь на местах мы на него не можем повлиять. Есть акционеры, есть маркетологи, которые принимают решения. При этом расклейкой занимаются не наши штатные сотрудники, а привлеченные организации. Реклама — не наша сфера, а маркировка проводов — наша. Но здесь тоже есть нюансы с централизованным управлением. Могу лишь констатировать, что с начала действия нового закона «Билайн» не повесил ни одной новой бирки на провода в МКД. Лично поднимаю вопрос ежедневно, последний раз нам обещали поставку бирок в первой половине июня. Буду контролировать эту работу, но надо понимать, что несколько тысяч домов одномоментно в нормативное состояние не приведутся. Это обоюдный процесс, и нам нужна встречная реакция от УК. Однако есть случаи, когда старший по дому принципиально против заключения нового договора безвозмездного размещения, и управляющая компания с этим ничего не может сделать, — прокомментировал технический директор обособленного подразделения Ульяновского отделения ПАО «ВымпелКом» Александр СОЛОНИН.
НЕ ДОЖИДАЯСЬ «ПЕРИТОНИТОВ»
Помните крылатую фразу персонажа актрисы Риммы Марковой, которую она произносит в фильме «Покровские ворота»: «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!»? Похоже, она здесь тоже подходит. С одной стороны, провайдеры обвиняют УК в недопуске в МКД, с другой — УК винят провайдеров в игнорировании требований о приведении сетей в соответствие. А страдает при этом собственник.
— Выслушав доводы одних и других, что я могу сказать по данному вопросу? Надо выполнять требования закона! Там же четко написано: в случае, если «собственник сетей связи не установлен и сети связи не снабжены средствами идентификации, позволяющими установить их принадлежность», их можно демонтировать. Допускаю, может так получиться, что будут обрезаны работающие провода, кто-то останется без Интернета на какое-то время. Однако я не вижу другого выхода, иначе мы и еще через год соберемся и опять будем говорить о том же самом, а ничего не поменяется, — отметил заместитель председателя Правительства Ульяновской области Владимир ПУШКАРЕВ.
Казалось бы, так тому и быть, но тут выяснилось неожиданное. Оказывается, ни у кого из руководителей УК, ни у старших по домам, даже в Госнадзоре, — нигде нет контактов ответственных лиц от операторов связи. Между тем прежде чем произвести демонтаж сетей, в законе написано, что УК обязана направить провайдеру уведомление «способом, позволяющим подтвердить факт его получения». Внезапно высказался молчавший все совещание п редставитель ОГКУ «П равительство для граждан», заявивший, что все контакты есть у его организации. На вопрос, почему же вы до сих пор их не передали ни в Координационный совет собственников, ни в Госнадзор, ответил: «А почему МЫ обязаны их передавать? Обращайтесь к нам, дадим!»
К сожалению, чиновника не смутило, что даже в названии его госучреждения буквально так и сказано: «для граждан». Более того, законы принимаются у нас тоже для граждан, для их удобства, на их благо. Но вмешивается пресловутое «на местах». Провайдерам на местах что-то мешает следовать букве закона, чиновникам на местах что-то мешает взаимодействовать… В общем, всем что-то где-то мешает, только собственнику жилья ничего не мешает платить налоги, за счет которых содержатся, в том числе, и все эти ОГКУ, и платить за услуги связи, за счет чего существуют и получают миллиардные прибыли провайдеры.

Главный итог прошедшего заседания: договорились держать связь. Координатами провайдеров снабдят прежде всего Госнадзор, затем руководителей УК, а также старших по домам через областной Координационный совет собственников. Далее действовать по алгоритму:
• если неизвестно, кому принадлежат сети, — обратиться в УК для составления акта осмотра общего имущества;
• в течение пяти рабочих дней со дня его составления УК направить акт операторам связи;
• в течение 30 дней после получения акта оператор обязан промаркировать сети;
• если оператор не устраняет нарушения или не отвечает на обращение УК, то УК или председатель совета МКД уведомляют об этом межведомственную рабочую группу, Госнадзор и Координационный совет собственников;
• если и когда исчерпаны все рычаги воздействия, финальной точкой в принуждении операторов к наведению порядка на своих сетях в МКД может стать исковое заявление в суд.