В Сети появилась информация, что Сенгилеевский цементный завод, входящий в холдинг ЦЕМРОС, приступил к разработке нового месторождения возле Каранино, оставив старый карьер без рекультивации. Два года назад местные жители выступили против работ рядом с их населенным пунктом – они опасались, что будет поврежден водозащитный лес и иссякнут источники, из которых село пьет воду. Заброшенных карьеров, где после их выработки остался «лунный пейзаж» в регионе достаточно – в частности, они остались от новоульяновского цемзавода, который работал с советских времен, а потом обанкротился. Узнали подробности истории.

«Ситуацию урегулировали»

Крупнейшее в Ульяновской области Каранинское месторождение цементного сырья (мергель, мел, глина) расположено в 5–6 километрах к юго-западу Сенгилея, в 10 километрах к юго-западу от Сенгилеевского цементного завода и в километре к югу от села Каранино. Оно было открыто в 1976-1978 годы, геологи предположили, что этих запасов хватит для работы крупного предприятия минимум на 30 лет.

Роснедра выставили этот участок на конкурс в 2010 году. Его выиграло АО «Мордовцемент», которое на тот момент владело Сенгилеевским цементным заводом. Сейчас обе компании входят в холдинг «ЦЕМРОС». На госбаланс запасы Каранинского месторождения поставили в 2019 году. В марте 2023-го региональное Минприроды заключило с цемзаводом договоры аренды лесных участков общей площадью 285 гектар сроком до 2036 года для разработки месторождения.

О том, что рядом с селом Каранино планируется начать разработку нового карьера, местные жители узнали спустя полгода. Люди собирались на сходы, высказали опасение, что будут погублены вековые сосны, которые являются водозащитными. В царские времена Каранино называлось Семиключевкой — оно расположено у истоков семи ключей. За водой из местных родников приезжают из самых разных мест, включая Ульяновск. Плюс к этому, в нескольких километрах от Каранино находится граница нацпарка «Сенгилеевские горы», охранная граница которого не была на тот момент оформлена.

Тогда же дошло и до уголовного дела. Природоохранная прокуратра посчитала, что незаконно были вырублены почти шесть гектаров леса. Ущерб оценили в 49 млн рублей. Региональный СУ СК возбудил дело по ч. 1.1 ст. 293 УК РФ. В надзорном ведомстве посчитали, что участки защитного леса не пригодны для добычи ископаемых, находятся в границах государственного лесного фонда и не переведены в земли промышленного назначения. На распоряжения Минприроды о предоставлении земли в аренду были принесены протесты, министру внесли представление. Также протест был принесен на Лесохозяйственный регламент Сенгилеевского лесничества, утвержденный приказом министерства от 11.12.2018 №35.

Как уточнили Улпрессе в региональном Минприроды, «эту ситуацию урегулировали»: по решению суда рубка леса была признана законной.

«Эволюция» месторождений

Новая информация о грядущем экоскандале появилась в Сети вчера. По данным источников, Сенгилеевский цемзавод получил новый карьер в Каранино, несмотря на протесты местных жителей и опасений лишиться воды. А старый забросил, не проведя рекультивацию, что является нарушением закона.

Мы обратились в ЦЕМРОС за разъяснениями. В пресс-службе холдинга пояснили, что старый карьер «Белый ключ», который сочли заброшенным, таковым не является:

– Это основной карьер, который работает на добычу трех типов сырья (мел, мергель, глина) для нужд Сенгилеевского цементного завода. На данный момент там закончился один из видов сырья, для чего было открыто новое месторождение. Работы по добыче на карьере «Белый ключ» ведутся, но в сниженном объеме. Рекультивация площадки начнется после полной выработки месторождения. Работы ведутся в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, лицензия на разработку карьера будет действовать еще более 10 лет.

По поводу протеста жителей, в ЦЕМРОСе прокомментировали, что «администрация завода находится в постоянном диалоге с жителями и администрацией близлежащих населенных пунктов. Работы по добыче сырья организованы таким образом, чтобы не затронуть водоснабжение населенных пунктов. Работы в охранной зоне не проводятся«.

– Более того, завод профинансировал бурение скважин для обеспечения местного населения питьевой водой. Также предприятия берет на себя обязательства по возведению водонапорной башни. Завод не превышает ранее установленные нормативы по выбросам, что подтверждают результаты производственного экологического контроля. Ранее выданные предписания Росприроднадзора, связанные с отходами производства и атмосферным воздухом, выполнены, – рассказали в пресс-службе.

Эколог, председатель Ассоциации по содействию развитию деятельности по управлению природными ресурсами и лесным хозяйством Александр Брагин, который в 2023 году обращался, вместе с каранинцами, к депутату Госдумы Владимиру Плякину с просьбой взять ситуацию на контроль, рассказал свое видение этой ситуации:

– Изначально вся проблема возникла в том, что не было диалога с жителями, без учета мнения жителей. Да, было выявлено нарушение, возбуждено уголовное дело, которое в последующем закрыли за отсутствием состава преступления. Такой разгильдяйский подход к природным ресурсам, а также к недропользованию на территории Ульяновской области, мы можем наблюдать везде. Но цементный завод прошел через все необходимые процедуры, касающиеся разработки карьера, и нашел оптимальное решение с жителями. Грузовые машины поедут мимо села по технической дороге, которую сделает предприятие. Что касается отсутствия рекультивации старого месторождения, то по законодательству предприятие и недропользователь все свои проекты на разработку карьеров согласовывает на федеральном уровне. И без проекта рекультивации нельзя получить соответствующие документы для для разработки карьера. Соответственно, надо смотреть сроки, которые указаны в документах, когда выдавалась лицензия на предыдущие карьеры.

Брагин высказал предложение проводить рекультивацию не по привычным правилам — засыпать карьеры и засаживать деревьями, а создавать новые рекреационные объекты. Например, сделать водоем (подобный опыт есть — в Ульяновске вокруг  старого песчаного котлована, заполненного водой, выросла турбаза «Березовая роща»).