Во многих регионах России наблюдается схожий тренд: потребительские настроения падают (где-то даже стремятся к нулю), розничная торговля замедляется, общепит простаивает. На эти процессы влияет множество факторов – от сузившегося до минимума горизонта планирования до пока еще высокой ключевой ставки Центробанка и резкого сокращения кредитования. Люди предпочитают не тратить, а вкладывать и сберегать. Узнали, коснулся ли этот тренд ульяновцев.
По данным Ульяновскстата, сбережения (сюда входит увеличение вкладов, приобретение ценных бумаг, изменение средств на счетах ИП, покупка недвижимости и прочего) жителей региона действительно увеличиваются. В первом полугодии 2025 года прирост составил 36,1% по сравнению с тем же периодом 2024-го: 34,3 млрд рублей против 25,2 млрд.

Оборот розничной торговли в Ульяновской области вырос и составил в январе — июле нынешнего года 193,991 млрд рублей. Но популярность ярмарок и розничных рынков снизилась – средств там стало меньше.

По словам доктора экономических наук, заведующего кафедрой экономического анализа и государственного управления Института экономики и бизнеса УлГУ Анатолия Лапина, основной драйвер розничной торговли в регионе – продажи непродовольственных товаров, которые за семь месяцев выросли более, чем на 8%.
– С января по июль 2025 года оборот розничной торговли в Ульяновской области увеличился на 4,1 %. Причем темпы прироста «розницы» в июле были выше (4,5%), чем за семь месяцев. Темпы прироста объема платных услуг – 3%, а реальной заработной платы – около 7%. Поэтому нас пока тенденция потребительского «охлаждения» не коснулась. Я это связываю с более низким у нас, чем в РФ и, например, в Татарстане, уровнем жизни населения. То есть, с одной стороны, работает эффект низкой базы, а с другой это обусловлено достаточно высокими темпами роста реальной заработной платы, создающей саму возможность увеличения потребительских расходов, – отмечает эксперт.
Потребительские расходы ульяновцев в первом полугодии 2025 года составли 241,6 млрд рублей (в первом полугодии 2024-го – 208,4 млрд) – рост на 15,9%. На 17,7% за тот же период выросли денежные доходы ульяновцев – с 267,4 млрд до 314,7 млрд рублей.
В месяц на душу населения за период с января по июнь доходы составили чуть более 45 тысяч рублей (в прошлом году было 38 тысяч). Потребительские расходы поднялись с 25,6 тысячи 34,6 тысячи рублей.
Рост коснулся и платных услуг. Больше всего с января по июль, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличился в денежном выражении объем оказанных жилищных услуг (+12,8%). Также в лидерах – услуги физической культуры и спорта – рост на 7,8% (причем, объем услуг в фитнес-клубах и спортклубах упал на 2,4%); электронные услуги и сервисы (включая подписки на онлайн-кинотеатры и игровые сервисы) – плюс 7,4%, коммунальные услуги – плюс 6,3%, ветуслуги – плюс 5,8%, курьерские услуги и почтовая связь – плюс 5,5%, услуги турагентств и туроператоров –плюс 5,2%.
Можно сделать вывод, что свое влияние на этот показатель оказал значительный рост коммуналки, подорожание турпутевок, переход ульяновцев из оффлайн-кинотеатров на стриминговые сервисы, а также растущая популярность курьерских доставок.
Упали объемы оказания медуслуг (-3,1%), транспортных услуг (-2,9%), услуг учреждений культуры (-2,2%) и коллективных средств размещения (-1,3%).

Не изменяют ульяновцы и общепиту. За предыдущие три года оборот общественного питания на душу населения в нашем регионе рос.
- 2022 год – 7 869 руб
- 2023 год – 9 211 руб
- 2024 год – 11 221 руб
Правда, по этому показателю мы прилично отстаем от более богатых соседей. Для сравнения: в Татарстане в 2024 году он составлял 19 984 руб.
– С января по июль 2025 года оборот общественного питания увеличился на 5,4%. В июле темпы прироста сократились до +2,6%. Но из этого пока нельзя делать вывод о формировании тенденции на сокращение спроса, так как обороты растут и, в целом, достаточно неплохо. Если в течение двух кварталов подряд динамика опустится к околонулевой отметке, тогда можно будет об этом говорить, – прокомментировал Лапин.
Фото на главной – мэрия Ульяновска.