Эксперты прогнозируют, что из-за грядущего глобального повышения утильсбора на электромобили рынок электрокаров может кардинально измениться. Экологически чистый транспорт в последние годы был фаворитом в программах развития регионов, включая Ульяновскую область. Количество электромобилей у нас растет, инфраструктура для них разрастается, но участники клуба констатируют, что местным властям это направление стало гораздо менее интересным, чем раньше. Узнали свежую статистику и расспросили, как живется водителям электрокаров сегодня. Дефицит предложенийПо данным агентства «Автостат Инфо», рынок новых электромобилей в Приволжском федеральном округе в августе 2025 года показал легкое снижение и резкое проседание в накопленном выражении. В ПФО было зарегистрировано 234 новых электромобиля против 242 годом ранее (около –3% год к году). За январь–август 2025 года их число составило 1 366 против 2 724 единицы в 2024-ом (– 50%). В Ульяновской области картина еще более сдержанная: по данным аналитиков, в августе 2025-го на учет встало всего пять новых электромобилей против 11 годом ранее (–55% год к году). За январь–август — 70 единиц против 91 в 2024-ом (–23%). Какие марки выбирали ульяновцы?
На другом полюсе – новые для Ульяновской области или наращивающие присутствие бренды. BYD вырос до пяти регистраций с трех годом ранее, Huawei Aito — до двух до трех единиц , Avatr — до шести против пяти штук, Ora — до двух с одной. То есть, как полагают эксперты, относительные темпы положительные, но значения в абсолютном выражении пока очень малые. В ПФО марочный расклад в августе сместился от прошлогоднего лидера Zeekr к более «доступным» и локально представленным брендам. Zeekr удержал первое место, но снизил объем продаж до 35 машин (–31%) и «тает» в годовой сумме (224 против 638 единиц, –65%). На втором месте Evolute с 25 регистрациями и резким приростом к августу 2024 года (+127%). Кумулятивно Evolute показал объем в 125 единиц за восемь месяцев (+56% к прошлому году), что отражает эффект локальной сборки и корпоративных закупок. BYD в августе дал 13 машин (+225% г/г), Avatr – 10 (+150%), Tesla – 5 (+25%), тогда как Ora просела до двух единиц (при этом за восемь месяцев у нее 42 машины против 27 единиц в 2024-ом, +56%). В модельной плоскости август сформировали Zeekr 001, Evolute I-Pro, новый для округа Zeekr 7X, Evolute I-Joy и Avatr 11. За восемь месяцев лидером все еще остается Zeekr 001 (136 единиц, но –69% к прошлому году из-за высокой базы), а главные «прибавляющие» – Evolute I-Pro, I-Joy и Ora 03.
В «Автостат Инфо» пояснили, что Ульяновская область находится на стадии точечного спроса: августовый объем минимален, а годовой минус умеренный. Это объясняется прежде всего редкими поставками лидеров 2024 года. При этом пространства для разворота хватает – как только появляется партия, бренд сразу отражается в статистике. Уехать в любую сторонуПо словам одного из первых владельцев электромобилей в Ульяновске Дмитрия Ванюшина, интерес к электрокарам по-прежнему растет. В регионе появляется все больше электромобилей и гибридов, плагин-гибридов (подключаемых гибридных автомобилей):
За несколько лет в Ульяновской области значительно «подросла» инфраструктура: например, доехать до Самары на электромобиле сегодня можно без проблем. В конце прошлого года были установлены зарядные станции в Димитровграде, Тереньге (для тех, кто едет в соседний регион по платной трассе). Также электромобилеводы легко добираются до Казани, Саранска. Есть зарядные станции в Сурском, Карсуне, на трассе М5. В прошлом году в регионе при поддержке федеральной программы субсидирования инвесторами были установлены 15 «быстрых» электрозарядных станций совокупной мощностью 150 кВт каждая. На конец года общее количество коммерческих общедоступных ЭЗС в Ульяновской области достигло 30, 25 из которых – «быстрые».
По словам ульяновца Артема Тимофеева, занимающегося сервисом электромобилей и развитием инфраструктуры для них, единственный нюанс – не совсем адекватный ценник на зарядку в Ульяновской области:
Интерес подугасПо прогнозам экспертов, очередное повышение утильсбора может кардинально изменить рынок электромобилей. С 1 ноября 2025 года в России планируют ввести новую формулу расчета – с учетом мощности двигателя электрокаров. Прежде утильсбор зависел преимущественно от объема двигателя и возраста автомобиля. В нынешнем году ставка для новых электромобилей составляла около 667 400 рублей с машины; для подержанных автомобилей старше трех лет она была выше – около 1 174 000 рублей. Утильсбор платился однократно, при первом допуске машины на дорогах России, независимо от мощности двигателя. Новшество приведет к тому, что, например, популярный Zeekr 001 подорожает примерно на 1,5 млн рублей, электромобили и гибриды Lixiang – на 1,2 – 2 млн. Дмитрий Ванюшин считает, что это, конечно, повлияет на возможность покупки электромобилей:
Также, по его словам, интерес региональных властей к электромобилям поубавился. Раньше у клуба электромобилистов было связующее звено в виде Агентства технологического развития и его руководителя Вадима Павлова, но сейчас он свой пост покинул и ниточка оборвалась.
Фото на главной – телеграм-канал Артема Тимофеева. ![]() |
|