В Портовой особой экономической зоне запустят производство грузовиков марки «УРАМАН» (Uraman). Это «сборная солянка» из комплектующих нескольких китайских, а, в перспективе, и российских компаний. Старт производства оказался необычным. На днях в городе Тачэн в КНР состоялась торжественная церемония открытия завода по выпуску машинокомплектов для крупноузловой сборки шасси. Предприятие расположено в похожей на ПОЭЗ ключевой зоне приоритетного развития. Из Тачэна машинокомплекты будут отправлять в ОЭЗ «Ульяновск». Здесь, на автозаводе «Велес» (он является резидентом Портовой зоны с 2025 года) в ближайшее время начнут  собирать грузовики под отечественным брендом «УРАМАН». Узнали подробности и спросили экспертов о перспективах новых машин.

Как рассказали Улпрессе в ПОЭЗ, производственная программа предполагает использование шасси для 35 вариантов автомобилей: бортовых, самосвалов с разными вариантами разгрузки, спецтранспорта – лесовозов, автоцистерн, мусоровозов, пожарных машин, передвижных ремонтных мастерски и прочих.

Старт серийного производства китайского завода в Тачэне. Источник фото

В дальнейших планах компании «Велес» – локализация производства комплектующих для грузовой техники «УРАМАН» на территории Ульяновской области.

Премьера грузового бренда Uraman состоялась в мае на выставке COMvex, которая прошла в Москве. Тогда было заявлено, что под этой маркой будут выпускать полноприводные машины, в том числе, с колесной формулой 6х6 и 8х8.

По данным телеграм-канала «Грузовики и вообще», «сборная солянка» для «УРАМАНа» – это кабины от китайского бренда Qixing, мосты от HanDe, двигатели Weichai, коробки Fast (пока «механика», но будет и роботизированная версия).

Источник фото

«Велес» – предприятие из Миасса Челябинской области. По словам директора компании Ивана Пономарева, изначально «Велес» был дилером китайских грузовиков марки Shacman. На предприятии брали машины в разном состоянии, разбирали до рамы и собирали заново, уже с гарантией – таким образом накопили соответствующий опыт. Затем «Велес» стал заводом-надстройщиком шасси Hongyan.

– Но так как эти две компании отклика на наши потребности не дали – в России полноприводное шасси должно быть проходимым а не тяжелым – мы решили, что нужно собирать в России свои машины. Причем изготавливать максимально «клиентоориентированное» шасси – делать их по потребностям заказчикам, компановать так, чтобы на них вставали необходимые надстройки, – пояснил Иван Пономарев.

На ульяновском предприятии будут заниматься крупноузловой сборкой до 1000 шасси в год. При необходимости, как уточнил директор компании, в ПОЭЗ готовы предоставить землю под строительство новых площадей. В «Велесе» хотели бы уже в 2025 году выйти на 20-30 единиц продукции в месяц. Как заявил Пономарев, «это было бы идеально, но с учетом экономических условий, выйти хотя бы на 10».

Автозавод «Велес» – полностью частный проект, который создается на собственные заемные средства (их сумма не называется, но она «не грандиозная»). Соглашения с китайскими поставщиками подписаны. Уже определено, что на грузовики будут устанавливать отечественные шины и диски; также в планах – проработка вопросв по поставке российских топливных баков и рессор. По словам Ивана Пономарева, в перспективе хотелось бы устанавливать на легкую версию грузовиков двигатели ЯМЗ 536.

Стоимость шасси 6х4 массой 19 900 кг – 7,8 млн рублей.

В начале октября «Велес» оформил Одобрение Типа на грузовики моделей Uraman-32 и Uraman-51. Это четырёхосные грузовики с колесной формулой 8х4 и 8х6. Сертификаты были получены на бортовой грузовик, в том числе, с тентом, автофургон, самосвал, металловоз, сортиментовоз, ремонтная мастерская, вакуумная машина, контейнеровоз, бункеровоз и автоцистерна.

Руководитель автозавода заявил, что «Велес» надеется подписать СПИК (специальный инвестконтракт). Он предполагает достижение к определеному сроку конкретного уровня локализации производства в России. Но для этого нужно сначала поработать в ПОЭЗ.

Насколько это перспективный проект?

По мнению аналитиков агентства «Автостат Инфо», ниша, в которой будет работать предприятие, «понятная и живая»: шасси 8×4 и 8×6 нужны стройке, ЖКХ и лесозаготовке — под самосвалы, сортиментовозы и спецнадстройки.

– Но конъюнктура сейчас жесткая: сегмент новых HCV (тяжелый коммерческий транспорт, от 16 тонн) просел из-за ужесточений по сертификации и импорту ряда китайских марок, подорожания денег и охлаждения инвестспроса. На этом фоне лучше других смотрятся именно спецнадстройки — вакуумки, мастерские, цистерны, КМУ (краново-манипуляторные установки), сортиментовозы. Их доля в HCV растет, а закупки чаще идут за счет бюджетов. Самосвалы и лесовозы остаются перспективными, но спрос там сильно волатилен и зависит от строек и ставок лизинга, – пояснили эксперты.

Производитель указал проектную мощность «Велеса» до 2 000 автомобилей в год при наличии финансирования. Как уточнили в «Автостат Инфо», учитывая, что рынок новых HCV в «хорошие» месяцы берет около 3,5–4 тысяч машин (в сентябре даже ближе к 4,6 тысячи), реалистичная цель для нового бренда без крупных госзаказов – несколько сотен единиц в «хвосте» 2025-го и первой половине 2026-го, с фокусом на нишевые 8×4/8×6 и сильный пакет сервиса и запчастей.

– Ближайшие экспортные направления – ЕАЭС, Центральная Азия и ближнее зарубежье. Там востребованы простые 8×4/8×6 под самосвалы и спецнадстройки, а агрегаты Weichai и кабины Qixing знакомы местным сервисам. Но потребуется сертификация на месте, подтверждение ресурса и сервиса, а также ценовое преимущество в конкуренции с Shacman, FAW и Howo, которые давно и активно присутствуют в регионе. Плюс к этому – возможность поставлять СКД-комплекты партнерам в СНГ. На фоне ограничений по ряду китайских ОТТС в РФ часть производителей уже переориентируется на экспорт, однако внешняя конкуренция остается высокой, – резюмировали в агентстве.

По данным «Автостат Инфо», всего в России за три квартала 2025 года было продано 43 353 новых грузовика. Это на 54% меньше, чем годом ранее – 94 513 единицы. В сентябре объем реализации составил 4592 штук, оказавшись на 56% меньше значения за аналогичный период 2024 года (10 510).