Неожиданная выставка открылась в Доме-музее Ленина. Ульяновцам представили журналы времен расцвета русской политсатиры 1905-1907 годов. По данным куратора выставки Елены Горбуновой, именно в нашем городе хранится крупнейшая для российских музеев коллекция таких изданий. Среди них — журналы, уникальные и по содержанию, и по историям спасения от цензуры и царской полиции. «Улпресса» всмотрелась в редкие страницы и образцы русской политической карикатуры от известных художников.
В 20 веке в России было всего три коротких периода, в которые вспыхивала именно политическая сатира, объясняет заведующая экспозиционным отделом Ленинского Мемориала Елена Горбунова. Это Первая русская революция 1905-1907 годов, Октябрьская революция и несколько лет после нее, а также уже 1990-е годы.
Собирать политсатиру времен Первой русской революции в Мемориале начали далеко не сразу. Старт этой работе был дан благодаря советскому коллекционеру, в конце 1980-х годов уезжавшему из СССР. Тогда, рассказывает Елена Горбунова, стал меняться формат работы Ленинского Мемориала — из скорее пропагандистского центра, филала Центрального музея Ленина, его начали превращать именно в музей. Нужно было наполнять фонды, в том числе сотрудники начали собирать издания, входившие в кремлевскую бибилиотеку Ленина. И в результате вышли на уезжавшего из страны коллекционера. Таким образом часть его собрания из изданий начала XX века попала в Ульяновск.
Информация о появлении у Мемцентра такой коллекции вышла на пределы региона — статьи о ней появились в центральных газетах. После этого участие в поисках нужных изданий принимали люди с разных концов страны. И в конце концов количество наименований журналов, собранных в Мемориале, дошло почти до ста. Количество самих экземпляров составило уже порядка двухсот, ведь некоторых изданий собралось по несколько номеров. Последние журналы Ульяновск получал в 2000-х годах.

Всего, по данным историков, за два года Первой русской революции в стране вышло около 500 сатирических журналов с общим тиражом под 40 миллионов экземпляров. Но, несмотря на такие объемы, были среди них и уникальные номера — и Ульяновску удалось их получить.
Например, на выставке представлен журнал «Девятый вал» с надписью «Свобода» на обложке, посвященный годовщине кровавого воскресенья. Его арестовывали в типографии. Номера, которые сохранились, сотрудникам удалось вынести на себе.

Сначала, объясняет Елена Горбунова, русские сатирические журналы проходили предварительную цензуру. Первым из них стал «Зритель», все 25 номеров которого собраны в Мемориале. И достаточно долго — до октября 1905 года — он был практически единственным в своем роде:

«Вообще сатира до 17 октября 1905 года подавалась такими обиняками. Есть известный пример, когда в одном журнале печатался китайский мальчик с надписью «boy». В следующем журнале печатался кот. А после этого здание Таврического дворца, где долна была заседать Государственная дума. Цензуру проходил каждый из номеров. Наконец они совмещались и получалось «Государственной думе — бойкот». Но вот со временем они становились все более откровенными».


Наконец 17 октября вышел «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка» Николая II, который в том числе ввел свободу печати. Правда, это не мешало арестовывать, изымать и запрещать журналы уже после их издания. Но и издатели так легко не сдавались:
«Например, запрещается журнал «Бурелом». Но издатель меняет чуть-чуть название: это теперь литературно-сатирический журнал «Бурелом». А когда на номере, посвященном декабрьскому вооруженному восстанию, журнал перестает существовать, вместо него выходит «Буря».
В наши дни сложно представить, насколько востребованными и популярными становились эти издания. Несмотря на плохую бумагу и максимум двухцветную печать, они расходились тиражами до ста тысяч экземпляров. Участие в создании текстов для них принимали известные литераторы, а за карикатуры нередко брались талантливые художники:
«Выставленный у нас журнал «Жупел» очень интересен именно составом, своим авторским коллективом. Художники в основном из объединения «Мир искусства»: Лансере, Добужинский, Чехонин, Билибин, Серов, а также Кустодиев. Авторы, которые писали заметки, рассказы, стихотворения — Бунин, Куприн».
Среди других авторов политической сатиры времен империи — Горький, Бальмонт, Вересаев, Чуковский, Тэффи, Аверченко, Брюсов, Саша Чёрный.
Несколько самых ярких карикатур при создании выставки напечатали в большом формате. Например, двуглавый орел, который, если картинку перевернуть, превращается в царя с голым задом. Или официальная рамка для портрета императора, в которую вписан осел — авторства художника Билибина. Также на выставке вынесены цитатами анекдоты и другие короткие цитаты из журналов:
«В музыкальном магазине.
— Есть у вас граммофоны фирмы «Монарх»?
— Извините, «Монарха» не имеем.
— А почему же?
— Сильно хрипят и не очень прочны… Самая плохая фирма».


Впрочем, большего всего от авторов сатиры доставалось не императору, а председателю Совета министров Витте, отмечает Елена Горбунова, в свое время подробно исследовавшая коллекцию редких изданий. Более того, сатира выходила не только революционно-демократическая, но и либеральная, и даже черносотенная — то есть крайне правых сторонников самодержавия. Правда, последняя была самой скучной. Кроме того, печатались и региональные сатирические журналы.

Так, на выставке представлен журнал «Горчишник» из Самары. По некоторым данным, свой журнал выходил и в Симбирске, но пока напасть на его след сотрудникам Мемориала не удалось. Возможно, это ценное пополнение коллекции еще впереди.
А уже имеющиеся журналы должны стать частью новой постоянной экспозиции, которая откроется в Ленинском Мемориале после окончания его ремонта. Планируется, что номера «Пулемета», «Зрителя», «Девятого вала» и «Масок» займут свое место в разделе, посвященном Первой российской революции.