Планы утилизировать снег, собранный с ульяновских улиц, пока откладываются. В нынешнем году анонсированный ранее снегоплавильный пункт в городе не откроют. Собранные с дорог сугробы по-прежнему будут отправлять на специально отведенные площадки. Экологи относятся к этому процессу негативно: загрязненная тяжелыми и металлами и прочими вредными веществами талая вода природе идет не на пользу.

Разговоры о снегоплавильной машине ульяновские власти ведут с 2009 года. Тогда о ней говорили как о способе сэкономить: на вывоз снега каждый год тратятся огромные деньги, грузовики по несколько раз в день ездят за город, бензина уходит много. Вариант, когда снег будут растапливать, причем на месте, с помощью мобильной спецтехники, казался очень выгодным. Загрязненная вода проходила бы через систему очистки и отправлялась в канализацию.

На тот момент снегоплавильная машина стоила 15 млн рублей, и это было для бюджета дорого. Как вариант, технику хотели взять в лизинг. Но проект не пошел.

В прошлом году общественники подняли проблему — в Ульяновске не утверждены места складирования снега, соответствующие требованиям СанПиН. Председатель комиссии ОП региона по вопросам экологии Лев Левитас проехал с коллегами по полигонах и сообщил, что там нет земляных отвалов, водонепроницаемого покрытия, а это нарушение санитарных норм и правил.

По его словам, такие «снегомогильники» — это конгломерат тяжелых металлов, нефтепродуктов, всяческих смол, пыли, дорожного смёта. После таяния снега все это попадает в подземные воды, а потом в реки и источники водоснабжения. Объем, к слову, приличны: только за три снежных месяца заполненные грузовики делали 14 тысяч рейсов.

Куда вывозят грязный снег? В Заволжье — на площадку у очистных сооружений «Ульяновскводоканала» на 11-м проезде Инженерном; в правобережье — на участок у Московского шоссе возле трассы на Чебоксары. По утверждению мэрии, все другие снежные завалы — самодеятельные.

Экологически нечистый снег решили утилизировать при помощи снегоплавилок. Городские власти озвучивали планы запустить их к концу 2024 года. Был представлен проект снегоплавильного пункта мощностью до 1200 кубометров в сутки, который хотели разместить на КНЗ-3 на 11-ом проезде Инженерном, подготовлена проектно-сметная документация. Принцип работы установки основывался на использовании низкопотенциальной теплоты стоков хозяйственно-бытовой канализации, не опускающейся ниже +14-16 градусов.

Снегоплавилка — это железобетонная ёмкость, погруженная в землю на глубину пять метров и состоящая из нескольких камер с защитой от крупногабаритного мусоры. Аналогичные пункты должны были установить во всех районах города. Но с того момента прошло почти два года, а снег в Ульяновске плавить так и не начали.

— Пока нет заключения госэкспертизы на проекто-сметную документацию, — пояснили в мэрии. — Покупать мобильные точно не будем. Дорого, но мощности мало.

По словам эколога Александра Брагина, проблема вывоза «жидких отходов» с улиц Ульяновска действительно стоит остро. Были случаи, когда грязный снег свозили и в поймы рек, и в поля.

— Вариант со снегоплавилками, которые работают в других городах, был бы идеальным. Но мы понимаем, что в бюджете на это денег нет. Что делать? Мы неоднократно предлагали такой вариант. В районе ТЭЦ-1, за улицей Азовской, есть построенное еще в советские времена неиспользованное хранилище — забетонированная огромнейшая глубокая площадка, с системой отвода воды. В свое время здесь хотели хранить шламы от ТЭЦ-1. То есть, отходы. Этой площадки хватило для снега из всех районов Правобережья. Это был бы отстойник, за лето вода, в которую превратился снег, естественным образом бы испарялась. К осени все, что осталось на дне можно было бы спокойно чистить и вывозить уже на полигоны, — пояснил эколог.

К слову, в проекте нового генплана специальной площадки для складирования снега не было. Лев Левитас оставил этот вопрос на сайте мэрии во время общественных обсуждений.

Мы пытались получить ответ из мэрии, появится ли она в генплане, но пока нам никаких комментариев не дали. В этом году в холодный сезон снег будут, как и в прошлом, вывозить на два «снегомогильника».