Ульяновские активисты отправили на конкурс президентских грантов проект по приведению в порядок территории пляжа под новым городом. И даже если федеральные средства получить не удастся, планируют в следующем году провести минимальные работы на берегу. «Улпресса» пообщалась с неравнодушными горожанами.

«Великая река. Чистые берега» — такой проект заявлен от Ульяновской области на первый конкурс 2026 года Фонда президентских грантов. Авторы его — АНО «Центр развития туризма и визуализации краеведения» (ЦРТИВК).

Руководит АНО Елена Куломзина, ее супруг Борис Куломзин — известный ульяновский кинорежиссер. ЦРТИВК ранее уже становился получателем федеральных грантов, но то были проекты по киносъемкам, а не благоустройству.

На этот раз заявка подана на грант в 1,86 млн рублей, еще 450 тысяч должно составить софинансирование. Как указывается в описании, цель проекта — очистка и благоустройство территорию городского заволжского пляжа у микрорайона «новый город»:

«Установить скамейки, кабинки для переодевания, установить лестницу, сделать площадку для пляжного волейбола, детскую горку и качели. Регулярно с использованием спецтехники и волонтеров производить очистку берега от пластикового мусора и стеклянных осколков. Сделать-арт объекты. Наполнить место яркими культурными событиями в летний сезон, сделать еженедельные мероприятия: концерты, выступления и мероприятия для детей. По утрам проводить спортивную гимнастику, йогу и пр. Создать волонтерское движение по очистке берегов — «Дети Волги».

Авторы проекта напоминают, что сейчас у жителей нового города, а это 140 тысяч человек нет оборудованного места отдыха на заволжском пляже. Несколько лет территорией занимался частный арендатор, но сейчас он сосредоточился на отстроенном не так давно бассейне. В итоге волжский берег остался не только без минимальной уборки, но и без спасателей, которые бы следили за купающимися в реке.

«Вся береговая линия превращается постепенно в мусорную свалку. Зарастает дикими кустарниками. Коммерческие организации, которые арендовали ранее данную пляжную территорию отказались от обслуживания береговой линии и передали ее городу. Городские власти тоже отказались обслуживать и развивать эту территорию. А так как плотность населения высокая и это единственное место на территории района с хорошим подъездом к пляжу, оно пользуется большой востребованностью у целевой группы», — указывается в заявке.

Подробнее о проекте «Улпресса» попросила рассказать Бориса Куломзина. Режиссер и сам живет в новом городе. Проект родился, объяснил Куломзин, потому что и он сам, и многие единомышленники устали от состояния береговой линии Волги вдоль нового города. Между тем, при строительстве нового города береговая линия планировалась совсем другой:

«Я очень часто гуляю там. И понимаю потенциал этого места. Более того, я работал над фильмом «Последний город СССР», где общался с Паркиным Геннадием Дорофеевичем, почетным жителем Ульяновска, ныне покойным, брал у него интервью. И он рассказывал, как в советское время хотели раскрыть потенциал этого места. На самом деле, вот эти быки, так называемые волноломы, которые были насыпаны, это было сделано не случайно. Хотели сделать на этой территории намывные островки, на которых бы располагались мостки, как в Венеции. И там создавать хотели культурные пространства, в и площадки, и обзорные площадки, и точки общепита. Хотели сделать ресторан на воде. Потенциал этого места огромный.
Помимо этого, это лучшее, поверьте мне, на всей Волге, закатное место. Место, где действительно виден волжский закат с панорамой, потрясающим объемом: и другие берега прекрасно открываются здесь, и Пальцинский остров. Жалко, что потенциал этого места недооценен вообще властями города».

Кроме того, если ранее Волга у нового города была официальным местом для купания, в последние годы официальный статус для этого места никто не получает — мэрия ограничивается запретом на купание:

«Но территория остается общедоступной, она — территория общего пользования, она сейчас принадлежит городу, насколько мне известно. И здесь, естественно, требуется уход. Оттого, что поставили табличку, что купание запрещено, поток людей меньше не стал».

До подачи заявки на грант неравнодушные ульяновцы уже приходили на пляж с экодесантами и другими инициативами:

«У нас организовалась волонтерская небольшая группа. Много людей, которые следят сейчас за территорией, стараются убирать осколки, стараются собирать мусор. Мы делали такие экологические десанты периодически. В этом году установили арт-объект хороший, интересный — фоторамку, это жвая картина закатная, которая пользуется большим спросом.
Но это все не поставлено на постоянную какую-то основу. Это не решает основной, ключевой вопрос о том, что территорию нужно благоустроить».

Опускать руки волонтеры не планируют, объяснил Куломзин, даже если гранта не будет. Но тогда пляж получить минимальное благоустройство, а не постоянный уход:

«В следующем году мы планируем, независимо оттого, получим мы грант или нет, установить там скамейки, как-то немного благоустроить. Если заявка будет поддержана, помимо малых архитектурных форм, еще дополнительно появится возможность еженедельных активностей на этой площадке и еженедельной уборки данной территории».

Активисты не теряют надежду, что и городские власти присоединятся к благоустройству берега — хотя бы проведением регулярных уборок. Напомним, в конце прошлого лета заммэра Александр Андреев объяснял «Улпрессе», что берега Волги для получения статуса официальных пляжей мало подходят — слишком много надо соблюсти условий. А на установку дополнительных постов спасателей в местах массовых стихийных купаний у города на тот момент не было средств.

Но, отмечает Борис Куломзин, игнорировать вопрос о создании зоны отдыха на берегу Волги вдоль нового города становится все сложнее — рядом растут новостройки, количество приходящих на берег горожан постоянно увеличивается:

«Там растут новые дома, уже практически застроили весь район, начиная от «Грин-парка», заканчивая у парка Прибрежный. Эта территория используется как для отдыха, так и для прогулок, ей активно население пользуется, ее уже нельзя просто игнорировать. Надо принимать какое-то решение».


Фото — группа волонтеров «Дети Волги».