Загрязнение воздуха в Новом городе и Засвияжском районе стало самым острым вопросом на дискуссионной площадке «Экологическое благополучие в рамках формирования благоприятной экологической среды для жителей Ульяновской области», организованной на последнем Гражданском форуме. Представитель регионального Минприроды озвучил данные, какие ПДК были превышены в пробах воздуха в этом году, и констатировал факт, что пока на работу постов наблюдения за состоянием воздуха денег нет. Горожане пожаловались на ухудшение здоровья и то, что у них нет иного варианта, как переезжать в другое место. Выяснилось, что история с загрязнением воздуха – «политический момент». Рассказываем подробнее.

«Незначительные превышения»

Как рассказал замминистра регионального Минприроды Иван Исаев, за январь-июнь 2025 года в Ульяновске зафиксировали «незначительные превышения» ПДД по формальдегиду, гидрохлориду, диоксиду азота и аммиаку. В июле, по его словам, превышений не было, в августе их оказалось восемь – по диоксиду азота, аммиаку и формальдегиду. В сентябре – снова незначительные превышения (три случая) по диоксиду и аммиаку. Октябрь – ноябрь, по данным Минприроды, были «чистыми».

Свой мониторинг воздуха в Заволжье проводило областное Управление Роспотребнадзора. В третьем квартале 2025 года специалисты провели 2 120 исследований проб по пяти веществам – диоксиду серы, диоксиду азота, формальдегиду, взвешеным веществам, оксиду углерода. Было установлено четыре отклонения с превышением более 1 ПДК – по формальдегиду, на стационарном посту на улице Наганова в Новом городе.

– Региональная система экологического мониторинга Минприроды включает 10 постов в Ульяновске, Димитровграде, Инзе, Новоспасском, Мулловке, Новоульяновске, Сенгилее. Они мониторят воздух по восьми загрязняющим веществам. Отбор проб воздуха производится четыре раза в сутки – в час ночи, 7 утра, 13.00 и 19.00. В 2025 году на экологический мониторинг было затрачено 5,9 млн рублей. Этого хватило на работу пяти региональных постов в Ульяновске, Димитровграде и Новоульяновске на девять месяцев, – пояснил Исаев.

Также, по его словам, там,  где нет постоянных пунктов наблюдения, проводятся специализированные экологические обследования атмосферного воздуха по обращениям жителей и заявкам организаций с использованием передвижных экологических лабораторий. Они оснащены автоматическим газоаналитическим оборудованием и оборудованием для ручного отбора проб и последующего анализа в лаборатории на расширенный перечень веществ. Для этого Минприроды заключило соглашение с Ульяновским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Превышения предельно допустимых концентраций как в области, так и в Ульяновске фиксируются постоянно, и Улпресса не раз об этом подробно писала. В Новоспасском воздух загрязняют два предприятия (в докладе их не назвали), из-за чего в воздухе превышено содержание сероводорода и взвешенных веществ. С начала 2025 года по 27 сентября в Новом городе зафиксировали 12 превышений ПДК: диоксида азота – в четыре раза, гидлохлорида и аммиака – в три раза, формальдегида – в 2 раза.

В ноябре-декабре Минприроды провело шесть обследований вместе с Гидрометцентром. 10 декабря, как уточнил Иван Исаев, было выявлено незначительное превышение по аммиаку в поселке рядом с Новым городом при южном ветре. Выявили и источник – объект Ульяновскводоканала. Проверяющие выдали почти сотню предостережений о недопустимости экологических нарушений. С прокурорами проведены два внеплановых выездных мероприятия, возбуждены девять административных дел.

Но воз и ныне там – горожане как жаловались, так и жалуются на неприятный запах.

Нос как газоанализатор

– Каждый из нас имеет свой газоанализатор – это нос. Все жалобы идут не по оксиду углерода или диоксиду азота, а по дурнопахнущим веществам. В Петровом овраге постоянно сжигают отходы. Люди пишут: нам нечем дышать. А чем именно пахнет, ни одна лаборатория не улавливает, – прокомментировал модератор секции, эколог Лев Левитас.

По его словам, один из выявленных источников неприятного «аромата» – свинокомплекс «Возрождение» в Мирном, на который жалобы идут «потоком».

– Рядом есть заправка и гостиница «ОНАКО Комета». Их владелец пожаловался мне, что люди здесь не селятся, запах идет невозможный. В итоге закрыли гостиницу, в кафе никто не ходит, – рассказал Левитас.

При обсуждении наболевшей проблемы высказали реплику, что это «вопрос политический».

– Мы разрабатываем план контрольно-надзорных мероприятий, по регламенту рассматриваем обращения, делаем запросы хозяйствующим субъектам, на которые жалуются, пытаемся понять, что они выделяют, и, в соответствии с этим, проводим замеры. Но что делать, если СЗЗ «Возрождения» сокращена, и рядом стоят дома?, – высказалась замначальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Римма Козонова.

Свое мнение выразили жители Нового города. Они отметили, что если даже превышения вредных веществ, как выразилось Минприроды, «незначительные», это все равно оказывает влияние на здоровье людей. Потому что вещества эти высокотоксичные.

– Люди не только страдают от запахов. Например, на проспекте Созидателей невозможно из-за них открыть окна в жару. А это дает еще и влияние на нервную систему. Обращались в прокуратуру, специалисты приезжали, замеряли – все в порядке. Потому что ветер дует в одну сторону – все хорошо, а в другую – все плохо, – заявили горожане.

Иван Исаев признал, что «разовые превышения» по загрязняющим веществам от 1,1 до 2,5 ПДК действительно были. Но через пять минут их можно и не зафиксировать. Да и в целом, по словам Льва Левитаса, даже если прийти с контрольно-надзорным мероприятием, проверить, вынести штраф, выдать предписание, «дымить от этого не перестанет».

– Много жалоб из-за близости к жилой застройке ГСК, превращенных в производства. Их там быть не должно, но к каждому боксу не поставишь инспектора. Это неправильная градостроительная ситуация. А еще и электроральный момент: бывший губернатор как-то заявлял, что в гаражных производствах людей работает больше, чем на «Авиастаре», – прокомментировал эколог.
– Какой же у нас выход – переезжать? Или «живите дальше, дышите дальше»?, – задали вопрос в пустоту новогородцы.

Лев Левитас заявил, что единственный способ борьбы – выявление источника загрязнение и его ликвидация, либо оснащение газопылеочистным оборудованием. Для этого нужно продолжать обращаться в Минприроды и Роспотребнадзор.

– В этом году были массовые жалобы на два объекта в Белом ключе – сработало. Сейчас жалоб нет, – оптимистично пояснил эколог.

В Минприроды Улпрессе подтвердили, что в областном бюджете на 2026 год по-прежнему не предусмотрено финансирование «мероприятий по мониторингу состояния атмосферного воздуха». Но попытались обнадежить.

– В первом квартале 2026 года будет заявлена дополнительная потребность финансированию этих мероприятий. И.о. министра обсуждает в Москве возможность использования части зеленых денег на экологический мониторинг. Это вполне возможно, — говорит Исаев.

Интересно, что отсутствие стационарных постов бьет еще и по карману бизнесменов.

– Недавно заказывал справку о фоновых концентрациях на объект. Выставили цену в два раза большую, чем на сам проект, который делали. Почему? Говорят: если бы не посты закрыли, дали бы по ним данные, а так надо выезжать и замерять самим, – резюмировал Левитас.