|
На заседании рабочей группы при Общественной палате Ульяновской области по проблемам реализации федерального закона «Об ответственном обращении с животными» выяснилась главная болевая точка: в регионе не исполняют важную часть схемы, предусмотренную ФЗ. Животных без владельцев даже не пытаются пристроить на ПМЖ из-за отсутствия должного количества приютов. Отсюда – социальная напряженность, недовольство ульяновцев и требования вернуть умерщвление животных без владельцев. На государственном уровне оно считается негуманным и допустимым лишь в исключительных случаях. Однако в Ульяновской области есть его ярые сторонники. Рассказываем подробности. Поводом для обсуждения стал громкий новостной повод. На закрытом заседании аграрного комитета Заксобрания депутаты заявили о том, что готовят обращение в правительство региона о возможности ввести эвтаназию для агрессивных собак. Это последствие трагической истории, когда собака покусала на детской площадке в Новом городе четырехлетнюю девочку. Глава комитета Рамиль Хайруллин сослался на замминистра природных ресурсов РФ, который, по его словам, «рекомендовал регионам проработать вопросы и разработать положения о введения при необходимости экстраординарной ситуации». И она якобы дает добро на эвтаназию бездомных животных. Руководитель рабочей группы ОП Владимир Малинин пояснил, что таких рекомендаций общественники не нашли, но письмо депутатов вроде бы ушло «наверх».
Свидетель произошедшего на аграрном комитете – депутат Заксобрания Василий Гвоздев – рассказал общественникам, что официально рассмотрения этого вопроса на комитетах и во фракциях областного парламента, и принятия какого-либо обращения в правительство или к губернатору не было.
Известный ульяновский зооволонтер Артем Зайцев озвучил итоги собственного анализа обращения с бездомными животными в регионе. Он напомнил, что собака, напавшая на девочку в Новом городе, была с большой долей вероятностью, хозяйской, на самовыгуле, а не бездомной. Это подтверждает то, что больше животное в том районе не видели – хозяин ее либо спрятал, либо от греха подальше «утилизировал». Бороться с самовыгулом можно только через обязательное чипирование домашних животных и введение солидных штрафов для владельцев. А еще, как подсчитал Артем, умерщвление бездомных животных – это «золотая жила» для исполнителей. Зооволонтер представил конкретные цифры.
С 1 января 2020 года вступили в силу нормы ст. 17, 18 Закона 498-ФЗ, которые предусматривали видеодокументирование работы с животными без владельцев. На территории Ульяновской области на эти цели выделялись практически те же суммы, что и при отстреле, с учетом инфляции. Цифры показывают эффективность – даже при таком качестве работы должностных лиц. Стало понятно, что эта история – не про собак и безопасность людей, а про освоение и воровство бюджетных денег. Появились показатели по покусам. Статистика говорит, что 75% жителей региона пострадали от владельческих животных (на самом деле, эта цифра, скорее всего, больше).
Артем отмечает самый важный момент в этой истории. Да, в регионе введен и эффективно действует метод ОСВВ. Но за пять лет работы в рамках Закона 498-ФЗ, отсутствует основополагающий принцип этого федерального закона. А именно – «пожизненное содержание животных в приюте».
В таблице видно, что на ПМЖ для собак изначально заложено 0 рублей. Между тем, до весны нынешнего года в 154-м постановлении правительства Ульяновской области ПМЖ для животных вообще не предусматривалось. 15 апреля 2025 года в этот документ внесли изменения: добавили, что животные содержатся в приюте до наступления их естественной смерти. То есть, по сути, легализовали федеральную норму.
Конституционный суд признает, что умерщвление животных без владельцев – это мера, использование которой может быть оправданно, «лишь когда прочие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с такими животными в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность…».
На территории нашего региона официально содержать животных без владельцев до наступления естественной смерти позволяет инфраструктура лишь одного приюта – «Подарок судьбы» на улице Азовской в Ульяновске. Агентство ветеринарии ранее заявляло о создании приютов в муниципалитетах, но еще в 2022 году общественники доказали, что это «потемкинские» объекты. В них нет нужной инфраструктуры, необходимой для животных, не выдержан ряд требований. По сути, открыты они были лишь для галочки. Большинство подобранных на улице животных в Ульяновской области содержатся и лечатся за счет зооволонтеров, которые создали собственные приюты и передержки. Напомним, в марте нынешнего года прошло громкое обсуждение «закона Останиной», внесенного в Госдуму. Он предполагал изменения предусмотрены для закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Главная новелла – исключить из закона норму, согласно которой животное без владельца после отлова, вакцинации и стерилизации возвращается из приюта на место своего пребывания. Именно по такой схеме сейчас действует программа ОСВВ. Авторы поправок предложили наделить региональные власти полномочиями устанавливать предельные сроки содержания животных в приютах. После его истечения «постояльцев» должны «умерщвлять гуманным способом, гарантирующим быструю и безболезненную смерть». Сейчас такой исход возможен только если животное неизлечимо больно или оно имеет травмы, которые приносят страдания. Ульяновские общественники выступили категорически против таких нововведений и назвали их антигуманными. Тогда также подчеркивалось, что большинство покусов приходилось на домашних собак. А потому бороться нужно, прежде всего, с их нерадивыми хозяевами. |
|