На заседании рабочей группы при Общественной палате Ульяновской области по проблемам реализации федерального закона «Об ответственном обращении с животными» выяснилась главная болевая точка: в регионе не исполняют важную часть схемы, предусмотренную ФЗ. Животных без владельцев даже не пытаются пристроить на ПМЖ из-за отсутствия должного количества приютов. Отсюда – социальная напряженность, недовольство ульяновцев и требования вернуть умерщвление животных без владельцев. На государственном уровне оно считается негуманным и допустимым лишь в исключительных случаях. Однако в Ульяновской области есть его ярые сторонники. Рассказываем подробности.

Поводом для обсуждения стал громкий новостной повод. На закрытом заседании аграрного комитета Заксобрания депутаты заявили о том, что готовят обращение в правительство региона о возможности ввести эвтаназию для агрессивных собак. Это последствие трагической истории, когда собака покусала на детской площадке в Новом городе четырехлетнюю девочку.

Глава комитета Рамиль Хайруллин сослался на замминистра природных ресурсов РФ, который, по его словам, «рекомендовал регионам проработать вопросы и разработать положения о введения при необходимости экстраординарной ситуации». И она якобы дает добро на эвтаназию бездомных животных.

Руководитель рабочей группы ОП Владимир Малинин пояснил, что таких рекомендаций общественники не нашли, но письмо депутатов вроде бы ушло «наверх».

– Мы считаем такие начинания неправомерными, неправомочными и незаконными, – уточнил Малинин.

Свидетель произошедшего на аграрном комитете – депутат Заксобрания Василий Гвоздев – рассказал общественникам, что официально рассмотрения этого вопроса на комитетах и во фракциях областного парламента, и принятия какого-либо обращения в правительство или к губернатору не было.

– Да, за рамками повестки председатель комитета Рамиль Хайруллин озвучил проблему, ссылаясь на федеральные источники. Она обсуждалась в режиме живого общения, депутаты эмоционально обменялись мнениями. Лично я высказал свое видение – что такого делать нельзя без широкого обсуждения, с приглашением общественников и прочего. Такой закон, безусловно, разделит не только депутатов, но и общество, и вызовет бурную дискуссию с отрицательными последствиями для региона. Нужно объединять общество гуманными вещами. Я сам – собачник и кошечник, и, возможно, предвзят, но считаю, что убивать любое живое существо можно только в самом крайнем случае, когда ситуация с точки зрения специалистов вышла из под контроля, и других способов нет. Животных нужно стерилизовать, кормить, пристраивать, помогать выживать в морозы. И если в будущем кто-то будет убеждать в обратном, я постараюсь всеми возможными способами его переубедить, – пояснил свою позицию Гвоздев.

Известный ульяновский зооволонтер Артем Зайцев озвучил итоги собственного анализа обращения с бездомными животными в регионе. Он напомнил, что собака, напавшая на девочку в Новом городе, была с большой долей вероятностью, хозяйской, на самовыгуле, а не бездомной. Это подтверждает то, что больше животное в том районе не видели – хозяин ее либо спрятал, либо от греха подальше «утилизировал». Бороться с самовыгулом можно только через обязательное чипирование домашних животных и введение солидных штрафов для владельцев.

А еще, как подсчитал Артем, умерщвление бездомных животных – это «золотая жила» для исполнителей. Зооволонтер представил конкретные цифры.

На финансирование отстрела животных без владельцев с 2017 по 2019 год в Ульяновской области ежегодно выделялось из бюджета около 8 млн рублей. За три года общая сумма составила 23,135 млн рублей. Показатели по покусам, тем более, по видам животных – владельческие они или бездомные – за эти годы отсутствуют. По бешенству – та же история. Проверить освоение данных денежных средств не предоставляется возможным. Оплачивалось все исключительно по бумагам, видеодокументирование отсутствует. Цифры рисовали просто наобум, – рассказал Зайцев.

С 1 января 2020 года вступили в силу нормы ст. 17, 18 Закона 498-ФЗ, которые предусматривали видеодокументирование работы с животными без владельцев. На территории Ульяновской области на эти цели выделялись практически те же суммы, что и при отстреле, с учетом инфляции. Цифры показывают эффективность – даже при таком качестве работы должностных лиц. Стало понятно, что эта история – не про собак и безопасность людей, а про освоение и воровство бюджетных денег. Появились показатели по покусам. Статистика говорит, что 75% жителей региона пострадали от владельческих животных (на самом деле, эта цифра, скорее всего, больше).

– Теперь проверить освоение данных денежных средств можно. Но, вместе с тем, чиновники отказываются предоставлять гражданам видеоматериалы отлова и выпуска животных без владельцев, превратив их, по сути, в гостайну. Процедура должна быть прозрачной. Это сразу уберет все схемы, которые могут применять чиновники и исполнители, – говорит зооволонтер.

Артем отмечает самый важный момент в этой истории. Да, в регионе введен и эффективно действует метод ОСВВ. Но за пять лет работы в рамках Закона 498-ФЗ, отсутствует основополагающий принцип этого федерального закона. А именно – «пожизненное содержание животных в приюте».

– Вот вам и зерно проблемы, и социальный конфликт, и халатность, и покусы. О каком выполнении мероприятий по работе с животными без владельцев может идти речь, когда по умолчанию отсутствует основополагающая процедура – пожизненное содержание животных в приюте? От этого формируется и финансирование, и ценообразование, и в целом смысл мероприятий в рамках 498-ФЗ. Де-факто, свои государственные полномочия должностные лица региона переложили на сердобольных граждан. Вам надо, вы и занимайтесь содержанием этих бездомных собак, – поясняет Зайцев.

В таблице видно, что на ПМЖ для собак изначально заложено 0 рублей.

Между тем, до весны нынешнего года в 154-м постановлении правительства Ульяновской области ПМЖ для животных вообще не предусматривалось.

15 апреля 2025 года в этот документ внесли изменения: добавили, что животные содержатся в приюте до наступления их естественной смерти. То есть, по сути, легализовали федеральную норму.

– Раньше все на это не обращали внимания. Я много раз говорил об этом где только можно: ПМЖ – неотъемлемая часть мероприятий. Взять пример с алабаем, который искусал женщину. Его должны отловить и поместить в приют или искать его хозяина. Нельзя эту собаку через 15 дней вернуть обратно на место обитания – это просто идиотизм. А раньше это было нормой. И потому возникло социальное напряжение. Без ПМЖ схема похожа на машину ездить без колес, – уверен Зайцев.

– Отмечу правовую позицию Конституционного суда РФ по этому вопросу. В Постановлении 38-П указано, что «…к числу оснований для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации осуществления полномочий в этой сфере, например с загруженностью приютов для животных или не являющихся ими мест и пунктов временного содержания животных без владельцев либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность». Суд поясняет, что «Умерщвление животных без владельцев в подобных случаях означало бы отступление от имеющих конституционный характер гуманистических начал в регулировании обращения с животными и от целей обращения с ними. И было бы по сути, отказом органов публичной власти от исполнения своих функций», – приводит цитату зооволонтер.

Конституционный суд признает, что умерщвление животных без владельцев – это мера, использование которой может быть оправданно, «лишь когда прочие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с такими животными в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность…».

– Для меня экстраординарная ситуация, о которой говорили депутаты Заксобрания – это супер ЧП, военные действия, цунами, ураган, наводнение… А не халатное отношение чиновников к своим полномочиям. ПМЖ, помещение животных в приют – это основополагающий пункт, который позволяет регулировать численность собак без владельцев. Ядро этой работы. А в схема, введенная в Ульяновской области, его лишена, – говорит Артем.

 

На территории нашего региона официально содержать животных без владельцев до наступления естественной смерти позволяет инфраструктура лишь одного приюта – «Подарок судьбы» на улице Азовской в Ульяновске. Агентство ветеринарии ранее заявляло о создании приютов в муниципалитетах, но еще в 2022 году общественники доказали, что это «потемкинские» объекты. В них нет нужной инфраструктуры, необходимой для животных, не выдержан ряд требований. По сути, открыты они были лишь для галочки.

Большинство подобранных на улице животных в Ульяновской области содержатся и лечатся за счет зооволонтеров, которые создали собственные приюты и передержки.

Напомним, в марте нынешнего года прошло громкое обсуждение «закона Останиной», внесенного в Госдуму. Он предполагал изменения предусмотрены для закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Главная новелла – исключить из закона норму, согласно которой животное без владельца после отлова, вакцинации и стерилизации возвращается из приюта на место своего пребывания. Именно по такой схеме сейчас действует программа ОСВВ.

Авторы поправок предложили наделить региональные власти полномочиями устанавливать предельные сроки содержания животных в приютах. После его истечения «постояльцев» должны «умерщвлять гуманным способом, гарантирующим быструю и безболезненную смерть». Сейчас такой исход возможен только если животное неизлечимо больно или оно имеет травмы, которые приносят страдания.

Ульяновские общественники выступили категорически против таких нововведений и назвали их антигуманными. Тогда также подчеркивалось, что большинство покусов приходилось на домашних собак. А потому бороться нужно, прежде всего, с их нерадивыми хозяевами.