В Инзе произошел медицинский кризис – 60 беременных остались без квалифицированной помощи. Единственная врач-гинеколог, работавшая в районной больнице, уволилась. В лечебном заведении обещают изменить маршрутизацию пациенток, однако в близлежащих районах специалистов тоже не хватает. По мнению экспертов, назрела системная проблема: жители глубинки остаются беззащитными в плане здоровья.

«Ушла сама»

О том, что в Инзе уволилась гинеколог, сообщил телеграм-канал «Инза Инфо». Одна из беременных посетовала, что специалисту «так легко подписали заявление».

В канале написали, что поводом к резкому и неожиданному для многих  увольнению последнего гинеколога в Инзенской РБ якобы послужил ее конфликт с руководством больницы, которое планировало открыть в здании роддома физиотерапевтическое отделение для больных: «После открытия нового отделения роддом уже точно будет не вернуть».

В Минздраве Ульяновской области Улпрессе прокомментировали, что врач уволилась по собственному желанию:

– Никакого конфликта не было. В роддоме хотели открыть кабинет для проведения физиотерапевтических процедур, а не целое отделение. В настоящее время администрация больницы ведет работу по подбору специалиста. Маршрутизация пациенток временно будет изменена.

Как именно, пока не уточняется.

Напомним, с мая 2025 года должность главврача Инзенской районной больницы занимает завотделением медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы и соматическими заболеваниями, врач физической и реабилитационной медицины Областного госпиталя ветеранов, главный внештатный медицинский реабилитолог региона Денис Скворцов. Его коллеги, на условиях анонимности, отмечают, что недавно он якобы писал заявление на увольнение, но уйти не получилось. По их словам, в Инзе главврач – обычно с понедельника по пятницу, на выходные уезжает в Ульяновск, больница остается «обезглавленной».

В здании закрытого ныне роддома при РБ планировали предоставлять, в том числе, платные физпроцедуры. И гинеколог могла действительно выступить против такого варианта: «Туда будут ходить все подряд, а потом если решат снова открыть роддом, восстановить миклофлору, отмыть помещения будет очень сложно».

В лучшие годы, когда при райбольнице был еще и роддом, гинекологов было гораздо больше – в отделении работало по 5-6 врачей. Сейчас беременные по сути брошены на произвол судьбы. На Новый год две женщины родили прямо в машинах скорой помощи, когда их везли в областной центр: одна – в Сосновке (между Инзой и Карсуном), другая – возле Ульяновска. «Хорошо, что не было никаких осложнений. Но страшно подумать – а если бы у роженицы или ребенка возникли проблемы? Это как лотерея», – говорят жители райцентра.

По принятой в прошлом году новой схеме маршрутизации беременных, рожениц из Инзенского района должны везти в Карсунскую райбольницу (с низкой степенью риска), в Перинатальный центр областной больницы в Ульяновск (со средней степенью) или в саму облбольницу (с высокой степенью). В Карсуне тоже гинекологов не хватает, а до Ульяновска от Инзы дорога длинная – примерно 2,5 часа, если не гнать за 100 км/ч.

– Инзенский район большой и, самое главное, отдаленный. Для примера, Сенгилей или Ишеевка у Ульяновска «под боком», туда хотя бы едут молодые специалисты. А здесь никто ничего не хочет и кадрами никто не занимается. Не хватает кардиолога, невролога, теперь еще и гинеколога нет, – резюмировали инзенцы.

Депутат Госдумы Алексей Куринный отметил, что ситуация, сложившаяся в Инзенской РБ, касается не только беременных, но и других женщин, живущих в районе:

–  С нового года фактически закрыто гинекологическое отделение в Карсунской ЦРБ, где остался один гинеколог. Сейчас и из Инзы, и из Карсуна женщин будут маршрутизировать в Вешкаймскую ЦРБ, где 1,5 гинеколога. В итоге, если все пойдет так и дальше, то в короткое время ближайшей точкой для оказания специализированной помощи женщинам станет Ульяновск. Это провал в части доступности, который неминуемо рано или закончится трагедией.

По его мнению, на западе области нужен сильный межрайонный центр, создавать и укреплять который в материальном и кадровом плане – прямая обязанность государственной власти, «если надо, даже и в ручном режиме».

Срезали надбавки

Сейчас в Ульяновской области реализуют Стратегию развития здравоохранения до 2036 года, разработанную за 16 млн руб московскими специалистами. Прошло уже два этапа: на первом оптимизировали 11 лечебных учреждений, в прошлом году – еще 14. Цель – получить экономический эффект и обеспечить ульяновцев более качественной и оперативной помощью.

 К каким итогам должна привести оптимизация

Осенью прошлого года федералы озвучили, что Ульяновская область вошла в число антилидеров по объему просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий бесплатной медпомощи, за счет средств обязательного медицинского страхования. На 1 октября 2025 года долг региона составил 948,9 млн рублей (4,93 % от общего объема). Больше просроченная кредиторская задолженность на тот момент была только у Кузбасса, Нижегородской области, Карачаево-Черкессии и республики Коми.

Основными причинами накопления приличного долга за счет средств ОМС назывались повышение расходов на оплату труда медработников (в том числе, обеспечение выплат по Указу президента РФ); рост коммуналки, расходов на транспорт, связь и прочее; неэффективное планирование и недостаточный контроль закупок лекарственных препаратов; наличие избыточного коечного фонда, превышение штатной численности медперсонала.

Чтобы уменьшить кредиторскую задолженность, в медучреждениях начали сокращать где персонал, где койки, а где и зарплату. В конце января Алексей Куринный сообщил об урезании заработка у медиков ульяновских детских поликлиник Городской детской клинической больницы имени Святого Андрея Первозванного (ГКБ):

– Люди отработали положенную норму часов, выполнили все, что от них требовалось, никаких замечаний не имели. Но за октябрь, ноябрь и декабрь врачи получили в среднем на 10 тысяч меньше, чем в предыдущие месяцы, а медсестры и фельдшеры –  на 7-8 тысяч.

Депутат выяснил, что в конце 2025 года приказом главврача была снижена «персональная стимулирующая надбавка» для медработников. Администрация больницы объяснила это тем, что из-за невыполнения плана некоторыми подразделениями ГКБ возникла недостаточность финансов (от изначального расчета).

– Денег на оплату труда по действующим правилам не хватило, поэтому было принято административное решение о сокращении вдвое персональных стимулирующих надбавок. В результате учреждение «сэкономило» до конца 2025 года около 40 млн руб, кредиторская задолженность не образовалась. Стимулирующие выплаты – не обязательная часть зарплаты, зависящая от качественного выполнения трудовых функций. Однако почему за невыполнение плана одних подразделений выплаты снимаются с сотрудников всех, почему локальный нормативный акт организации о сокращении размера выплат не был согласован с профсоюзной организацией?, – задал вопросы Куринный.

К слову, на федеральном уровне по итогам 2025 года озвучили приличные средние зарплаты у медработников:

  • врачи – 147 тысяч руб (+12,1% по отношению к 2024 году);
  • средний медперсонал – 71,2 тысячи руб (+12,7%);
  • младший медперсонал 60,4 тысячи руб (+12,7%).

Алексей Куринный назвал эти цифры для большинства регионов «фантастическими» – если даже такие зарплаты и есть, это следствие значительных переработок и перегрузок.

Для сравнения – зарплаты уролога и водителя скорой помощи в Инзенской районной больнице (источник – телеграм-канал «Товарищ Плигузов»). «Если бы не забота Президента России, сдох бы от голода», – написал врач.

Уролог

Водитель скорой помощи

Фото на главной – Минздрав Ульяновской области