В микрорайоне «Волжские кварталы» на проспекте Столыпина до сих пор нет ясности со строительством школы. О том, что учебное заведение здесь точно будет, еще два года назад заявили городские власти. Однако уже сейчас идет отставание по утвержденной дорожной карте. Причина – то, что новый Генплан Ульяновска пока еще не утвержден. А без этого город не может изменить статус земель, выделенных под школу. Дети пока продолжают ездить на учебу на автобусах и маршрутках.

О проблемах «Волжских кварталов» на последнем профильном комитете Заксобрания рассказал депутат Владимир Парфенов. По его словам, в микрорайоне за ТЦ «Лента» строится много домов, жители задыхаются от запаха канализации, которую плохо прочищают. «Нужно посмотреть, что там,с управляющей компанией, но сети ей не переданы», – пояснил депутат.

– Детский сад (он там один) переполнен. Жители очень просят школу. У меня есть дорожная карта, подписанная в августе 2024 года. В ней указан срок окончания строительства школы в конце 2029-го. Но очень много пунктов, которые должны выполняться в 2026 году. Например: «Январь 2026-го – проведены конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на строительство общеобразовательной организации». В марте подрядчик уже должен приступить к закупке строительных материалов. Но, похоже, там еще конь не валялся, даже по бумагам, – отметил Парфенов.

Начальник городского управления по строительству Мария Зацепина подтвердила цитату из дорожной карты, озвученную депутатом: «Да, все верно. Но со сноской: при условии утверждения Генплана»:

– Дорожная карта, о которой вы говорите, реализуется, но есть некоторые корректировки в сроках – это факт. Сейчас мы ждем утверждения Генплана, и идем дальше по той процедуре, которая там описана. Это перевод категории земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов и проведение соответствующих мероприятий по снятию категории защитности леса.

Депутат не отступал:

– Когда это произойдет? Или мы дождемся, пока детсадовцы в 10 класс пойдут – только тогда уже в новую школу?
– Как мы и говорили ранее, сроки реализации – 2027-2029 годы, к этому и идем, – ответила Зацепина.
– Вы же понимаете, что участок может уйти под любую стройку. Опять же, многоэтажек, – парировал Парфенов.
– Ну, под любую стройку, с учетом его нынешней категории, он не уйдет. Это земля лесного фонда, Красноярского лесничества. Для того, чтобы его приспособить, использовать для строительства школы, нужно изменить статус. Первый этап мы сделали –  сформировали участок. Сейчас надо с лесным хозяйством «справиться». Это очень сложный, долгий вопрос, – пояснила Зацепина.

Депутаты заметили, что на самом деле даже после принятия Генплана конкретики – что именно разместится на участке, не будет: «Область застряла, по результатам консультации с Рослесхозом нас немного подкорректировали, поэтому мы пока идем по этому пути».

Жителям «Волжских кварталов» обещали открыть школу еще в 2016 году – это было предусмотрено планом микрорайона. Но ничего не вышло. В 2017 году участок, который предназначался под общеобразовательное заведение и детсад, отдали под застройку домами. Жители «Волжских кварталов» проводили сходы, жаловались в разные инстанции. В 2024 году дошли до председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Коллективное обращение в его интернет-приемную не осталось не замеченным – Бастрыкин поручил провести процессуальную проверку.

Сразу же после этого мэр Ульяновска Александр Болдакин заявил, что «в развивающемся микрорайоне хотят открыть образовательное учреждение, рассчитанное на 550 мест». Была составлена дорожная карта. Для школы подобрали новый участок, но, так как он был недостаточной площади, приняли решение «добавить» земель лесного фонда. Для этого нужно пройти через длинную процедуру. Сначала город утвердил схему раздела участка, поставил его на кадастровый учёт (это тот самый первый этап, о котором говорила Мария Зацепина).

Микрорайон «Волжские кварталы» и один из участков лесного фонда рядом, скрин с публичной кадастровой карты

Далее нужно обратиться в Министерство лесного хозяйства РФ, чтобы изменить категорию земель. Но это, как сразу уточнили в горадминистрации, «небыстрый путь». Плюс к этому, школа –  капиталоёмкий объект. Александр Болдакин говорил о том, что важно обеспечить финансирование на местном и федеральном уровнях (планировалось строить учебное заведение по программе «Стимул» нацпроекта «Жильё и городская среда»).

Также мэр отправил от своего имени письмо сенатору СФ РФ Айрату Гибатдинову с просьбой оказать нам содействие на федеральном уровне и изыскать возможность изыскать финансирование. В декабре прошлого года сенатор обсудил этот вопрос с замминистра просвещения России Андреем Николаевым.

Но теперь выяснилось, что пока не будет принят Генплан Ульяновска, процесс переоформления (а потом и поиска финансирования) не запустится. А когда он будет принят – неизвестно. Напомним, в середине января Улпресса писала, что прокуратура Ульяновской области вынесла отрицательное заключение на проекты нового Генплана и ПЗЗ Ульяновска. Правоохранители посчитали, что в них есть противоречия c действующим законодательством. В адрес регионального Минимущества направлено отрицательное заключение на проекты. Градостроительный документ придется корректировать и уже потом утверждать.

Справка

Микрорайон «Волжские кварталы» – проект «Специализированного застройщика «Волжские кварталы»», учредителем которого является Наиль Алимов. Он – владелец известного строительного холдинга «Запад» и «СЗ «Центральный». Его обвинили в хищении денег дольщиков четырех жилых домов в микрорайоне «Запад-1» и двух домов в квартале «Центральный» на 600 млн рублей. В августе 2025 года Алимова приговорили к четырем годам лишения свободы условно.

В феврале прошлого года городские власти рассказали о проблемах с канализацией в микрорайоне. Александр Болдакин пояснил, что в компания «Запад» построила в «Волжских кварталах» 30 домов. Застройщик сначала «взял одни (технические) условия, потом присоединил к ним другие дома». Канализация была сделана с нарушениями, есть контруклоны, возникают засоры. Из-за того, что эксплуатирующая организация ушла из микрорайона и не передала схемы водоканалу, приходилось «искать колодцы в снегу».