Еще прошлым летом размещал отрывки из книги «Путеводитель: Волга, Кама, Ока, Дон», М., «Речной транспорт», 1955 год. В числе прочего, в ней описывается существовавший в то время проект речного вокзала: «В недалеком будущем город получит еще один вокзал – водный. Его здание, украшенное вдоль фасада монументальными колоннами, будет обрамлено с боков легкими башнями. Новый вокзал строится довольно далеко от места, где стоит дебаркадер пристани Ульяновска…». Помнится, тогда еще посетовал, что не довелось взглянуть на этот неосуществленный проект. И вот, случайно его обнаружил – без какой-то определенной цели просматривая старые номера журналов. Рисунок напечатан в журнале «Огонек» №17 (апрель) 1952 года (фото 8 в подборке). Колонны вдоль фасада, башенки по бокам – все на месте.
Из заметки «Ульяновский порт на Куйбышевском море», опубликованной вместе с рисунком проекта речного вокзала (до заполнения водохранилища тогда оставалось еще 5 лет): «Представим путешествие по Волге в недалеком будущем. Пассажирский дизель-электроход… миновал Горький, Чебоксары, Казань… И вдруг спокойная гладь начинает рябить под ветром, погода свежает, пенистые волны бьют в борт судна… Надвигается шторм. Судам, находящимся в пути, предлагается укрыться в Ульяновском порту-убежище. Дизель-электроход приближается к гористому правому берегу, на котором расположен один из старейших городов в Поволжье – Ульяновск… Судно проплывает под мостом железной дороги…, заходит под защиту каменного волнолома и швартуется у пассажирского вокзала. Тут и там виднеются караваны барж, плоты, буксирные и грузовые пароходы, теплоходы.
Порт-убежище… Так исстари называют морские гавани, защищенные от непогоды, специально приспособленные к тому, чтобы тут могли отстояться суда во время шторма. Появление огромных водохранилищ вызвало необходимость подобных сооружений и на речном транспорте. Порт в Ульяновске будет одним из крупнейших на Большой Волге. Уже сейчас, когда только строится плотина в районе Жигулей, можно представить его будущий облик… Главный инженер проекта В.Л.Щевелев разворачивает широкие листы синьки. «Место, на котором появится порт, – говорит он – отстоит сейчас от воды на 5 с лишним километров. На чертеже представлена обширная песчаная низменность. Ее зальют воды Куйбышевского моря. Чтобы создать территорию порта, придется намыть… около 700 тысяч кубометров песка. Вдоль нового, искусственного берега почти на километр протянется укрепленная причальная стенка. Рядом с причалами… расположится окруженное сквером здание речного вокзала. Дальше пойдут грузовые причалы… Неподалеку от порта раскинутся кварталы нового городка водников». Самое интересное сооружение порта – волнолом, земляная дамба, облицованная камнем и железобетоном. Расположившись в форме дуги, она защитит обширную акваторию от ветров… Ульяновский порт-убежище вступит в строй одновременно с наполнением Куйбышевского моря».
К широко освещенной теме заполнения Куйбышевского водохранилища, завершившегося в конце весны – начале лета 1957 г., и его последствиях для Ульяновска и области как-нибудь вернемся. Сегодня речь о речном порте и вокзале. Отрывок из другой статьи, опубликованной 1,5 годами ранее предыдущей, – журнал «Огонек» №45 (ноябрь) 1950 года, «Путешествие в будущее». Читателям предлагается совершить воображаемое путешествие по будущей Большой Волге. «…Где море, там и бури. Капитан теплохода принял сообщение, что надвигается шторм, и повел судно в Ульяновский порт-убежище. К этому времени второстепенная пристань Ульяновска превратится в первоклассный порт. Пусть бушует шторм на Волжском море – суда за волноломами остаются в полной безопасности. В любую погоду пассажиры судов, прибывших в Ульяновск, стремятся побывать в городе… Прямо с пристани вы подниметесь по фуникулеру вверх, на Венец, а оттуда троллейбусом доедете до дома-музея В.И.Ленина… На обратном пути троллейбус останавливается у памятника Ленину на просторной площади недалеко от набережной…». На момент появления статьи в Ульяновске еще и трамвая не было.
Что касается существовавшего в то время старого пассажирского речного порта, находившегося севернее железнодорожного моста, то он состоял из плавучей пристани – дебаркадера (фото 4) и собственно речного вокзала (фото 5) с кассами, залом ожидания, рестораном. Помимо приема судов, проходящих вдоль по Волге, пристань обеспечивала и паромную переправу на другой берег – автомобильный мост появился только в 1958 году.
Рисунки берега Волги ниже и выше моста (фото 6-7) сделаны в 1953 году живописцем, графиком, этнографом, народным художником Чувашии, заслуженным деятелем искусств РСФСР Моисеем Спиридоновичем Спиридоновым (из фондов Чувашского художественного музея).
Основные работы по сооружению речного порта были завершены в 1957 году. Грузовой порт полностью вступил в эксплуатацию в 1961-м. А пассажирский речной вокзал (фото 9-10) был построен в 1965 году, совсем по другому проекту.
Фото:
Симбирск. Пристани. 1900-ые г.г. Из книги «Симбирск. Первое издание уникальных исторических фотографий», Ульяновск, 1998 г.
В.А.Углач. «Симбирск. Причал», 2011 г. Источник: uglach.ru.
Д.И.Архангельский. «Перевозная пристань», 1920-1930ые г.г. Из альбома «Волга в акварелях Д.И.Архангельского» (Передвижная выставка по Волге и Волжским городам), Ульяновск, 2013 г.
Пассажирский дебаркадер в Ульяновске. Из книги «Волга» (путеводитель), изд. водного транспорта, 1954 г.
Ульяновск. Водный вокзал. Источник: 73history.ru (снимок из коллекции О.С.Сукач; передан НИИ истории и культуры Ульяновской области им.Н.М.Карамзина В.Ф.Осиповым).
М.С.Спиридонов. «Ульяновск», 1953 г. Источник: artmuseum.ru – Чувашский художественный музей.
М.С.Спиридонов. «Набережная Ульяновска», 1953 г. Источник: artmuseum.ru – Чувашский художественный музей.
Проект Ульяновского речного вокзала начала 1950-х г.г. Из журнала «Огонек» №17 1952 г.
Проект Ульяновского речного вокзала. Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск строится», Ульяновское книжное издательство, 1961 год.
Проект Ульяновского речного вокзала. Из книги Е.И.Голенко «Ульяновск строится», Ульяновское книжное издательство, 1961 год.