Как показывает практика, компании, заключая договоры с частными лицами, не всегда добросовестно их исполняют – и пытаются либо взять чуть больше, чем положено, либо не отдавать того, что причитается людям. Многие в таких ситуациях стараются не связываться с коммерсантами, однако другие идут до конца – и получают деньги через суд. Об этом говорит и судебная практика Ленинского районного суда за последние несколько месяцев.
За потерю багажа – 350 тысяч
С начала ноября и до середины февраля Ленинский районный суд рассматривал дело жителя нашего города – Байдакова. Согласно материалам суда, дело касается потери багажа мужчины в немецком аэропорту во Франкфурте-на-Майне. Багаж ульяновца застраховали в июне 2015 года, страховка действовала до 30 июня 2018 года (по статистике, каждые 90 секунд в мире теряется багаж авиапутешественников). Компенсация, предлагаемая авиакомпаниями, рассчитывается исходя из веса багажа – в России это 600 рублей за один килограмм. Не очень много, учитывая, что, как правило, вещи, находящиеся в чемодане, куда ценнее.
Багаж Байдакова потерялся по пути из Германии, откуда он летел в Россию самолетом «Аэрофлота» по маршруту «Франкфурт-на-Майне – Москва – Самара». Находившиеся в чемодане вещи он оценил в 216900 рублей. Поиски багажа успехом не увенчались, а вскоре «Аэрофлот» и вовсе прекратил попытки найти вещи своего пассажира.
Тогда-то и вступил в силу страховой договор. Все документы мужчина дважды направлял компании письмом, один раз – по электронной почте, однако ответа так и не получил. В итоге пришлось обратиться в суд. Мужчина требовал возместить всю оцененную стоимость багажа, а также выплатить штраф и компенсацию морального ущерба, связанную с «пренебрежительным отношением ответчика».
Суд занял сторону истца. Байдакову присудили выплату страхового возмещения в размере 216900 рублей, штраф в размере 118450 рублей и компенсацию морального ущерба в размере 20 тысяч рублей – всего 355500 рублей.
Услуги по похудению кошелька
Также в феврале Ленинский районный суд вынес сразу два решения в отношении компании ООО «Базовый элемент», занимающейся косметическими услугами (не путать с корпорацией «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Оба дела оказались идентичны. Женщины обращались с иском в связи с тем, что фирма «Базовый элемент» навязала подписание договора.
О таких фирмах «Симбирский курьер» уже писал – они приглашают женщин на проведение бесплатных процедур, а потом оказывается, что за ними идет множество платных. Так и с первой истицей, которая в августе 2016 года, вернувшись домой с процедуры, обнаружила, что подписанная ей бумажка оказалась договором на оказание косметических услуг на сумму в 73296 рублей. Истица утверждает, что информация об услугах до нее доведена не была. Более того, оплата по договору производится за счет кредита. Попытки расторгнуть договор ни к чему не привели.
Еще до разбирательства в суде было заключено соглашение о расторжении договора. Судя по всему, не желая связываться с судом, ответчики вернули истице 50 тысяч рублей, сумма которых и составляла платные услуги. Остальные 20 с лишним тысяч, прописанные в договоре – это проценты по кредиту, которые выплачены не были, и в связи с расторжением договора и не подлежали выплате.
Однако суд также обязал компанию выплатить компенсацию морального вреда в размере трех тысяч рублей, в качестве убытков по оплате процентов по кредитному договору – еще четыре тысячи рублей, и штраф за нарушение прав потребителя – 3,5 тысячи рублей.
Спустя несколько дней было рассмотрено аналогичное дело в отношении этой же компании. Другая женщина прошла бесплатную пробную процедуру в рамках программы по снижению веса, а уже дома обнаружила, что подписала договор, оплата по которому производится за счет кредита. Потребовала расторжения договора, что вскоре было сделано. В итоге суд присудил ей выплату компенсации морального вреда – 2 тысячи рублей, возместили убытки по оплате процентов по кредитному договору – 1,4 тысячи рублей и штраф за нарушение прав потребителя – 1,7 тысячи рублей.
Как выяснилось, с такими случаями можно успешно бороться.
Ян Гуров