При желании мы, ульяновцы, можем чувствовать себя причастными к рождению отечественного кинематографа. Когда он родился? Да как раз в октябре этого года сто лет стукнуло. А первым героем нашего кино стал удалой атаман Стенька Разин.

Вообще-то Россия познакомилась с кинематографом – в мае 1896-го. «Пустышка!» – морщились одни. «Балаган!» – возмущались другие. «Грубое неэстетическое развлечение!» – отмахивались третьи. Но в кино повалили все: и возмущенные, и те, кто сразу влюбился в «новорожденного». Удивительные люди пришли тогда в новое, незнакомое, полное неизведанных открытий искусство, которое, впрочем, таковым тогда никто не называл. Одним из первых был фотограф Александр Дранков. Осенью 1907 года он открыл первое в России киноателье, став по сути первым в стране кинопрокатчикам. Дал в газетах шикарную рекламу: “Выделка лент для синематографов. Сюжеты злободневные! События России и окраин! Виды городов и деревень! Каждую неделю новые сюжеты!». Действительно каждую неделю Дранков выдавал на экраны свежие киносюжеты: светские, спортивные, бытовые, культурные.

Но зрители, уже вкусившие прелесть французских мелодрам, хотели большего. Хотели свою, отечественную, художественную «фильму». Неугомонный Дранков не мог остаться в стороне от желаний публики. Для первой русской картины он выбрал экранизацию фрагмента пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница». А написана она была по мотивам сюжета песни «Из-за острова на стрежень». Автора стихов помните? Наш земляк, поэт, собиратель русского фольклора Дмитрий Садовников. Кстати, раннее детство провел в доме рядом с Петропавловским спуском — знал бы Садовников, что в наши дни он будет называться спуском Степана Разина, того, что в его стихах выплывал из-острова на стрежень!

Я немного отошла от темы, чтобы вы прочувствовали: именно стихотворение симбирянина стало любимой народной песней, основой пьесы и сценария первого русского игрового фильма, положившего начало отечественному кинематографу. Ощутили гордость?

Итак, 15 октября (по старому стилю) 1908 года зритель дождался. На экраны вышла “Понизовая вольница” («Стенька Разин»). Знаменитый атаман и разбойник и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его («нас на бабу променял!»), но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, мол, княжна тебя обманывает с каким-то «принцем Хассаном». Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в набежавшую волну.

Успех – грандиозный. Провинциальные прокатчики встали в очередь к Дранкову за заказами. Газеты захлебывались от восторга: «Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу». («Вестник кинематографистов в СПб.» 1908. № 1). Правда, без критиков было бы скучно и они, разумеется, нашлись: «Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в Волгу… За человека страшно». («Петербургская газета», 14.12.1908).

Я видела «Понизовую вольницу» лет 20 назад. Уверяю вас: современный зритель даже не поймет, чего народ с ума сходил целые 10 минут — столько длилась демонстрация картины. И дело даже не в цвете (черно-белом), и не в отсутствии звука (чувства героев на общем плане поясняли с помощью титров, например, “Ревность заговорила” или “Смерть изменнице!”) . Главное же — игра актеров, которые бестолково суетятся на экране. А вы думаете не страшно сниматься в самом первом фильме? Отчаянные жесты, вытаращенные глаза, широко открытые рты, нелепые взмахи руками, чудовищная мимика — сейчас весь этот наив вызывает только смех.

Но зрители, завороженные зрелищем, прощали артистам все. Во-первых, не было в России человека, не знавшего атамана Стеньку Разина, историю с княжной узнавали и переживали. Во-вторых, это был родной, отечественный фильм, да еще исторический, а не какая-то легкомысленная пустышка. В третьих, во время демонстрации звучала песня, которая, как писал Дранков, «стала народной и тесно связалась с именем волжского ушкуйника. Песню эту знает всякий русский человек, ее поют в концертах, бомонде и в бедной семье крестьянина”. На просмотрах зрители в зале пели ее вслух и громко…

Так началась история русского кино.

Ольга САВЕЛЬЕВА

ВРЕЗ

* «Остров», «Стрежень» и все прочее снимали на озере Разлив.

*Все роли в фильме исполнили актеры из труппы Петербургского народного дома.

*В съемках фильма принимали участие 150 человек массовки.

*Актрису, играющую княжну, в воду не бросали – в последний момент ее подменили манекеном.