Финансовый кризис шагает по стране и затрагивает все новые сферы экономики и социальной сферы. Не стала исключением и система высшего образования. Все большему числу студентов, обучающихся на платных отделениях вузов, становится нечем платить за учебу. Впрочем, по мнению ректора Ульяновского государственного университета (УлГУ) Бориса Костишко, эта проблема для вузов сегодня не единственная. Сторонник “системы открытого образования” – Сегодняшние угрозы для высшего образования я бы разделил на объективные и субъективные, – говорит Борис Михайлович. – Наиболее серьезная среди первых – демографическая. Количество выпускников школ уменьшается с каждым годом. Но, справедливости ради, надо сказать, что большая их доля стремится получить диплом вуза, потребность в получении высшего образования растет и среди тех, кто заканчивал школу в предыдущие годы. В прошлом году наш университет смог перешагнуть через демографическую яму и даже увеличить набор по сравнению с 2007 годом на 300 студентов. Демографическая проблема наслаивается на другую, считаю, еще более серьезную для нас – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сейчас так называемый «уровень двойки» становится фиксированным, его устанавливает Министерство образования и науки, исходя из результатов по России. Как вы знаете, в прошлом году математику, к примеру, не смогли сдать 34 процента ульяновских выпускников. Получается, от и без того немногочисленного количества потенциальных абитуриентов мы отсекаем еще треть. – Борис Михайлович, но ведь ЕГЭ показал, что ребята плохо подготовлены. Нужны ли такие студенты университетам? – Может быть, я скажу неожиданную вещь, но ни Ломоносов, ни Эйнштейн никогда бы не поступили в университет, сдавая единый государственный экзамен. Их таланты и развились-то только в процессе учебы. Я являюсь сторонником так называемой «системы открытого образования». Конечно, бюджетных мест в вузах достойны только лучшие, но платные отделения должны быть доступными для всех. Если человек хочет учиться, просто грех ему запрещать, тем более за его деньги. – ЕГЭ был призван дать возможность школьникам из самых отдаленных деревень поступать в самые престижные вузы страны, предоставлять им равные шансы с жителями крупных городов. – О каких равных возможностях может идти речь – в сельских школах среднее образование находится на крайне низком уровне, и ЕГЭ для тамошних школьников становится стальными воротами. Насколько это честно? Просто не повезло – не попался хороший учитель. Знаю, что среди сельских ребят не меньше талантов, чем среди городских. Добавьте к этому особое трудолюбие и усердие селян – и получите в перспективе превосходного специалиста. На школьных преподавателей новая система вообще накладывает огромную ответственность. Если раньше где-то можно было схалтурить в расчете на то, что сработает механизм «плюс один балл», то теперь весь результат учительской работы отражают баллы, полученные воспитанниками на ЕГЭ. В случае плохого результата с учителя спросят все, включая родителей школьников. Педагоги в обиде на новые порядки, но они не готовы к ним, сами не проходят квалификационную проверку. Это еще раз указывает на неотработанность системы ЕГЭ. По просьбе главы одного из районов области в прошлом году мы провели тестирование местных учителей. Результаты были удручающие. Глава района выяснил, что у него учителя плохие, а дальше-то что? Где взять других? Выращивать для себя специалистов – Получается порочный круг какой-то. И выхода из него нет? – Главные проблемы кроются сегодня в школах, их уровень нужно подтягивать. В этом им способны помочь вузы. Единственный пока выход из нынешней ситуации я вижу в приходе вузов в школы – создание в них профильных классов. Ульяновский госуниверситет как раз пошел по этому пути. Сейчас их у нас более сорока. Есть те, которые работают по нашим программам, а есть те, в которых занятия проводят университетские преподаватели. В лицее физики, математики и информатики № 40 четыре профильных класса, 20 наших преподавателей, большая часть из которых – доценты и профессора. Четыре года назад в 40-м лицее у меня также был класс – я готовил их к ЕГЭ по физике. Самый слабый ученик в итоге набрал 67 баллов, а одна девочка с результатом 98 баллов вошла в два процента выпускников по всей стране с такими же результатами. С таким результатом ее приняли бы в любой вуз страны – она выбрала Ульяновский государственный университет. Ректор УлГУ Борис Костишко видит несколько угроз для современного высшего образования. В этой системе очень важен и другой момент. С приходом преподавателей из высшей школы повышается уровень не только учеников, но и учителей, они оживляются и начинают подтягиваться к их уровню. – И все-таки у ребят из села есть возможность поступать в университет по сельскому набору. Многие идут на такое? – По поводу сельского набора -сейчас он называется целевым. Ежегодно под него мы отводим до 30 процентов мест по каждой специальности. Молодежь из районных центров, поселков и деревень поступает по отдельному конкурсу опять же потому, что уровень подготовки выпускников сельских школ уступает знаниям их городских сверстников. Заключив договор с сельской администрацией, они получают полноценное образование в стенах УлГУ и, по идее, после окончания учебы должны возвращаться на малую родину. Однако происходит это не всегда -нет такого закона, который бы обязывал человека трудиться вообще и в какой-то конкретной местности в частности. Поэтому система работает плохо. Решить эту проблему, кстати, могли бы все те же образовательные кредиты. Перед районной администрацией или предприятием, оплачивающим учебу подопечного, студент имел бы финансовые обязательства. Не хочешь возвращаться – компенсируй потраченные на свое обучение расходы. «Выращивать» для себя специалистов таким образом могли бы все предприятия (недавно право направлять на целевое обучение людей получили и муниципалитеты), но, к сожалению, происходит это все реже. Кризис у нас скорее в головах – Борис Михайлович, повлиял ли финансово-экономический кризис на УлГУ? – Пока кризис у нас скорее в головах – боязнь того, что, возможно, будет впереди. Бюджетное финансирование в нынешнем году, если не учитывать дополнительных средств прошлого года, мы получили на 17 процентов больше. Ульяновский госуниверситет на хорошем счету у Федерального агентства по образованию, и мы, как правило, получаем хорошее допфинансирование на капитальный ремонт, закупку нового оборудования. В этом году, скорее всего, этих денег мы не получим. Придется сидеть на базовом финансировании, и это плохо. Уже имеются случаи, пока, правда, единичные, отказа студентов платить за предстоящий год обучения. Такое происходит везде. Думаю, не потому, что у людей на самом деле нет денег, а скорее опять же из-за ожиданий того, что их может не стать. Люди стараются по максимуму ограничить свои затраты и ждут лучших времен. – Чем-то можно помочь этим студентам? – Спасением в таких ситуациях становятся образовательные кредиты. Буквально на днях мы подписали соглашение о сотрудничестве в этой сфере уже со вторым кредитным учреждением – «Россельхозбанком». Он готов предоставлять кредиты студентам из сельской местности, на льготных условиях. Со своей стороны, университет в отношении студентов платных отделений старается вести себя максимально гибко. Если раньше плату за обучение брали за год, то сейчас -поквартально. По заявлению деньги можно перечислять и ежемесячно. В каких-то случаях предоставляем отсрочки до двух месяцев. Удачно подошли к решению проблемы падения платежеспособности студентов в Кемеровской области. В отношении внебюджетников, кто учится на «отлично», областная администрация взяла на себя обязательства оплатить их обучение. Из «платников» – в бюджетники – В такой ситуации бюджетные места становятся вдвойне привлекательнее. Какова их доля в УлГУ, и есть ли шанс у «платника» перейти на бесплатное обучение? – В университете соотношение бюджетных и внебюджетных мест -примерно 50 на 50. По поводу перехода на бесплатное отделение существует специальное положение. После второго курса студент, который изначально поступал на бюджетное место, но не прошел по конкурсу, по ходатайству декана имеет возможность перейти на бесплатное отделение. Правда, при условии наличия места и успешной учебы кандидата. Есть и другой путь. «Перепоступить», то есть повторно сдать вступительный ЕГЭ. В случае набора нужных баллов студент получает право продолжить обучение на том же курсе, но уже бесплатно. Ежегодно пользуются этой возможностью 40-50 наших студентов. – На Ваш взгляд, повлияет ли нынешняя кризисная ситуация на выбор абитуриентов в отношении будущих профессий? – Хочется, чтобы они понимали, что сегодня существует реальное перепроизводство юристов и экономистов. Хотя – парадокс – хорошего специалиста, настоящего профессионала в этих областях сегодня днем с огнем не сыщешь. Небольшой уклон уже наблюдается в сторону естественно-научного направления, инженерных специальностей, медицины, химии, биологии. Кризис кризисом, но нефть и газ добывать мы не перестали, как не перестанем строить и лечить людей. А значит, всегда будет спрос на профессионалов своего дела. Алексей КОВАЛЕВ. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Хватит врать
Я с отличием закончила УлГУ платно, хотя каждый год сдавала экзамены, чтобы перейти на бесплатное обучение. Говорите, да не завирайтесь.
MA:Dchen
Поддерживаю всеми руками!
минувшим летом "перепоступали" 4 внебюджетницы из моей группы.девушки неглупые, некоторые даже очень умные, но за первый экзамен ни одна не получила выше тройки. валят козлы!