Бурную дискуссию вызвало недавно предложение российского водителя Александра Курача, опубликованное в «Живом журнале» знаменитого дизайнера Артемия Лебедева. Александр считает, что пора издать сборник неофициальных Правил дорожного движения, которые помогли бы предотвратить ДТП в ситуациях, не предусмотренных ПДД. Многие посчитали это излишеством и заявили, что достаточно соблюдать существующие правила.

Курач предложил следующие ситуации. Стоя в длинном потоке машин, пропусти выезжающую из двора, долго стоящую машину. В сухую погоду не брызгай стеклоомывателем, если поблизости сзади от тебя есть авто. Если два потока переходят в один, то идти они должны в шахматном порядке. Не подтормаживай большегрузные авто – им сложно быстро затормозить и потом набрать скорость.

Не сигналь, если человек «тупит», это только усугубит ситуацию.

В комментариях автолюбители дополнили список замечаниями как вполне логичными, так и шутливыми, однако имеющими место быть. Например, автору пожелания «убери с авто наклейки типа «Извини, браток, работа такая» возразили, что только по ним можно определить, что за рулем находится неадекватный водитель. Предлагают за городом стараться не ехать бок о бок с машиной в соседнем ряду: увидев ямку, лося или пешехода, водитель может инстинктивно уйти на соседнюю полосу, а там – ты.

Советуют не держать руки скрещенными на руле, а большие пальцы выставленными к центру: при аварии раскроется подушка безопасности, сломает руки и оторвет пальцы. В салоне рекомендуют держать поменьше вещей, чтобы при возможной аварии бутыли с водой, зонты, книги и прочие предметы не нанесли больше вреда, чем сама авария.

Одобрен совет «едешь на подъеме медленно – перестройся в правый ряд».

Автор поясняет это тем, что перед затяжным подъемом многие разгоняются, чтобы легче въехать – не надо им мешать.

Еще одна рекомендация связана с дождем: когда он начинается, стоит сбавить скорость: многие не знают, что вода превращает пыль в скользкую, незаметную смесь. Когда дождь ее смывает, сцепление становится лучше. При въезде в город после долгой гонки по трассе рекомендуют остановиться и отдохнуть минут пять. Если во время поездки чувствуешь, что засыпаешь – остановись, умойся, сделай зарядку, а еще лучше – поспи.

Многие одобрительно отнеслись к «правилам» вроде «не ковыряйся в носу», «не выбрасывай окурки и пустые пачки на дорогу», «припарковался, поджав кого-то, – оставь телефон на лобовом стекле», «не вешай перед лицом болтающиеся обереги», «не прилепляй иконку на крышку подушки безопасности – не спасет». Советуют тренировать навык не обращать внимания на упавшую вещь. Во время движения не стоит отвлекаться: когда припаркуешься, тогда и найдешь. Среди большого количества шуток о мотоциклистах, велосипедистах и водителях-женщинах запомнилась эта: «Если увидишь девушку на маленькой машинке, обязательно напугай. Подрежь или обгони в миллиметре на большой скорости».

О пешеходах опытный водитель сообщает, что есть три категории людей, к которым нужно относиться с большим вниманием – дети (самые невнимательные), пожилые люди (плохо видят и слышат), пьяные (им море по колено). Большинство со времен автошколы помнит «золотое»– правило-аббревиатуру: ДДД – дай дорогу дураку. Правда, не все согласны с тем, чтобы «дураки» считали себя королями дорог: в последнее время все официальные правила вытесняет одно неофициальное: прав тот, у кого авто круче. Или больше.

Возникли в комментариях и споры.

Например, на предложение сбавлять скорость, когда тебя обгоняют, последовало логичное возражение: «Обгоняющий рассчитывает маневр именно на эту скорость, и что будет, если ему внезапно потребуется вернуться назад, за обгоняемого, а тот сбросил скорость?». Дискуссия развернулась в ответ на предложение никогда не пропускать пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте: «Если пропустишь, то его собьет машина из другого ряда». Водителю возразили: «Они же шагают прямо под колеса. Не пропустишь – сам же его и собьешь. Всегда пропускай пешеходов!».

Сторонников последнего мнения, причем ведущих себя очень странно, очень много в Ульяновске: они любят демонстративно пропустить пешеходов в неположенном месте, зато нервно сигналят и гневно кричат человеку, переходящему дорогу на зеленый свет светофора.

Что и забавно, и грустно, многие советы, предложенные участниками обсуждения, есть в официальных Правилах дорожного движения. Например, «Включай поворотники перед каждым перестроением», «Включай дальний свет, когда видишь впереди машину, едущую во тьме», «Не обгоняй по обочине». То есть люди ездят «по понятиям» или по «своим» правилам, до которых они «додумались», но не запомнили во время учебы в автошколе.

Участники дискуссии напомнили, что несколько лет назад подобный проект уже был реализован: на автозаправочных станциях водителям раздавали книгу «Законы дороги: сборник негласных Правил дорожного движения». Интересно, что в европейских автошколах учат и неписаным правилам. Причем, подчеркнули многие, все эти советы, скорее, следовало назвать дорожным этикетом. Самое главное, считают аккуратные водители, никому не мешать на дороге, быть предсказуемым и действовать осмотрительно, исходя из того, что в любой машине может сидеть идиот.

Корреспондент «СК» после прочтения более 2000 комментариев пришел к выводу, что хорошо бы и пешеходам побольше знать о Правилах дорожного движения, а не только то, в каких местах можно переходить дорогу.

Анна Михайлова