Форум «Качественное образование во имя страны», прошедший недавно в Пензе, собрал порядка 500 педагогов, активистов ОНФ и представителей профильных министерств со всей страны. Ульяновские преподаватели, поучаствовавшие в рассмотрении важнейших вопросов в сфере образования, обсудили итоги форума уже на родной земле.
В форуме приняли участие как городские преподаватели, так и педагоги из сельских районов Ульяновской области. Некоторым из них удалось высказать свои предложения напрямую президенту РФ Владимиру Путину.
Так народный учитель России и доверенное лицо президента Юрий Латышев выступил с идеей введения временной «тишины» в реформировании: «Я задал президенту свой вопрос: нельзя ли объявить «тишину» в реформировании хотя бы напять лет. Количество произошедших изменений нужно усвоить. Каждый год появляется что-то новое, которое заставляет вновь искать пути решения и средства реализации. Поэтому мы не можем проглотить новый кусок, когда рот занят ещё не разжёванным».
Большое внимание на форуме уделили вопросам бюрократизации образования. Все преподаватели в один голос заявили о том, что скоро «ученики будут мешать преподавателям заниматься бумагами». «Я работала на площадке «Дебюрорократизация системы образования. Кредит доверия или тотальный контроль». Поток информации, которую каждый день получает учитель, на которую он должен ответить и отписаться, растёт с каждым днём. Все слышали афоризм: «Дети мешают нам работать». На нашем круглом столе было выдвинуто предложение – издать подзаконный акт об установлении минимального срока, не менее 7 дней, на исполнение полученных запросов», – рассказала учитель русского языка и литературы кузоватовской средней общеобразовательной школы №1 Лариса Арышева. Кроме того, ею была высказана инициатива о регламентации перечня документации, которую должен вести учитель.
Инновационное предложение прозвучало от заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы села Акшуат Барышского района Валентины Лапшовой, предложившей разрешить школам выдавать некоторым выпускникам аттестаты без сдачи основного и единого государственного экзаменов: «Мы предложили главе государства разрешить общеобразовательным школам выдавать аттестаты девятиклассникам, не собирающимся продолжать дальнейшую учёбу в школе, без сдачи ОГЭ. Также вопрос коснулся и учеников одиннадцатых классов. Зачем этот стресс испытывать всем детям? Если ребёнок не собирается получать высшее образование, он может сдать выпускные экзамены, но не сдавать ЕГЭ». Валентина Лапшова отметила, что для того, чтобы устроиться в жизни, не обязательно иметь высшее образование, а лишний стресс негативно сказывается на здоровье детей.
Первый заместитель директора Центра развития образования Павел Белов в ходе обсуждения итогов форума отметил, что для развития образования необходимо уделять особое внимание авторским методикам. «В городских и сельских школах есть педагоги, пытающиеся создать что-то новое, и они должны быть обязательно услышанными. На форуме нам удалось составить некий алгоритм для продвижения собственных идей: педагогам необходимо подготовить и чётко сформулировать свою концепцию, изучить уже имеющиеся концепции, чтобы не изобретать велосипед, а также больше и чаще открыто общаться с коллегами», – рассказал Павел Белов.
По словам педагогов, участвовавших в пензенском форуме, им удалось почерпнуть из обсуждений с коллегами и руководителями массу нового. Региональное обсуждение итогов проходило в форме видеоселекторной связи с районными школами, высказанные идеи были услышаны представителями всех муниципальных образований Ульяновской области.
Алексей Хорошилов