Выставка «Посвящение Данте» открылась в выставочном зале «На Покровской» (улица Льва Толстого, 63).

Современный итальянский скульптор Энцо Бабини проиллюстрировал «Божественную комедию» Данте Алигьери сотней терракотовых рельефов + по одному на каждую песнь. 33 рельефа пробудут в Ульяновске до конца апреля.

Энцо Бабини широко известен в Европе благодаря многочисленным выставкам, он отмечен большим количеством премий. Работает с бронзой и керамикой.

У Бабини было множество предшественников, в том числе очень известных мастеров, рассказывает заведующая выставочным залом Ольга Тюрина. «Божественную комедию» иллюстрировали Джованни ди Паоло, Сандро Боттичелли, Гюстав Доре, Сальвадор Дали, Уильям Блэйк. Каждый писал в традициях своего времени, а Бабини обратился к одному из принципов средневековых художников. Он заключается в том, что на каждом панно изображены персонажи из нескольких сюжетов, согласно которым они находятся в разных местах и временах. То же самое можно увидеть на полотнах европейских художников эпохи Средневековья.

Всю сотню рельефов Энцо Бабини передал в дар России еще в 2011 году. Тогда он рассказал, что работа над иллюстрированием «Божественной комедии» продолжалась пять лет. Два года ушло на изучение и понимание произведения Данте, еще три на перевод рисунков в керамику. «Я читал текст, слушал диалоги Данте, Вергилия и Беатриче, втирался к ним в доверие», рассказывал скульптор в Государственном музее имени Пушкина. Рисунок, выполненный на бумаге, он переносил на гипсовую панель, с которой делался отпечаток на терракоте.

Готовый рельеф обжигал в печи. По словам Ольги Тюриной, о большой и сложной работе Бабини с большим уважением отозвался ульяновский скульптор Дмитрий Потапов.

Но тонкий «рисунок», не потерявший своего изящества в глине, вызывает восхищение и у непрофессионалов.

Посетителям выставочного зала рекомендуют осматривать выставку против часовой стрелки, постепенно проходя все круги «ада» и поднимаясь через «чистилище» в «рай».

Данте путешествует по аду в сопровождении поэта Вергилия, а по раю со своей возлюбленной Беатриче. По пути им встречаются мифические существа и грешники. Легко узнать Харона перевозчика душ умерших через реку Ахерон (по другой версии Стикс).

Самоубийцы превратились в деревья, и когда Данте надламывает ветку, из дерева капает кровь. Собаки рвут в клочья расточителей. По длинной бороде трехглавого Люцифера Данте выбирается из ада. В чистилище он видит другое дерево, наполненное яствами. Бывшие обжоры истощены: они хотели бы дотянуться до еды, но не могут. На одной из плит изображена сосновая роща в Равенне, где похоронен Данте. В этой же провинции родился в 1946 году и до сих пор живет сам Бабини. Здесь начинается дорога в рай, который стал самым сложным для изображения, поскольку в этой части говорится о символике и абстрактных вещах. По замыслу скульптора, его рельефы должны помочь читателю понять литературное произведение, стать путеводителем по нему и дать направление к постижению его смысловых пластов.

Выставка оказалась в Ульяновске благодаря усилиям разных учреждений России и Италии, в том числе почетного консульства Италии в Самаре. Его представитель Юлия Евдокимова на вернисаже добавила: Бывая в Тоскане, я всегда удивляюсь, что сейчас, 700 лет спустя после написания «Божественной комедии», ее цитируют на всех углах. Кстати, все местечки Тосканы упомянуты Данте в его знаменитом произведении. И написано оно именно на тосканском наречии, которое дало начало современному итальянскому языку.

Анна Школьная