16 января в испытательную лабораторию ФГБУ САС «Ульяновская» поступили два образца снега – один с несанкционированной свалки на берегу Свияги, другой – с официального полигона. Проанализировали снег на содержание кислотности, кальция, магния, тяжелых металлов, в том числе свинца, железа, кадмия, и других опасных веществ. Результаты неутешительны и подтвердили все опасения «Симбирского курьера» относительно вреда, который наносят ежегодно коммунальщики своей химической атакой на гололед и осадки.
Превышение предельно допустимых концентраций отмечается в обоих образцах снега: по содержанию кадмия – в десять раз, по содержанию натрия – в два раза. Кроме того, ряд опасных веществ, в том числе железо, никель, находятся в предельно допустимых значениях.
Начало проверке положили недобросовестные уборщики снега, которые вываливали сугроб за сугробом с ульяновских улиц к самому началу улицы Ленина, на берег Свияги. С несанкционированной снежной свалки и взяли анализ, а заодно проверили на токсичность сугроб с законного полигона. Разумеется, разница в показателях невелика – снег-то один и тот же, с ульяновских тротуаров и дорог.
– Изначально стояла цель изучить класс опасности снега, – говорит директор департамента госэконадзора министерства сельского и лесного хозяйства Амир Галяутдинов. – Однако эту информацию в ответе нам не предоставили – будем запрашивать ее дополнительно. Четвертый класс опасности, если его установят, уже однозначно тянет на нарушение природоохранного законодательства. Ясно, что превышение предельно допустимых норм по химическим элементам в снегу ни к чему хорошему не приводит.
В этой ситуации меньше интересует вопрос, кто же привез снег на свияжский берег. Он в любом случае уйдет весной в воду и почву – хоть с санкционированных свалок, хоть с несанкционированных. Важнее, что снег в буквальном смысле черным по белому говорит нам об опасной экологической ситуации, сложившейся в городе. Кадмий, содержание которого в снегу превышено аж в десять раз, – это претензия, пожалуй, не к коммунальщикам, а к общему запущенному состоянию экологии.
– Кадмий появляется в атмосфере и в снегу из-за выхлопов автомобилей – он присутствует в бензине, смазочных маслах, – говорит начальник отдела опытно-исследовательской работы станции «Агрохимическая служба Ульяновска» Борис Саматов. – Конечно, надо бы изучить, каково содержание кадмия в снегу в зависимости от удаленности от дороги… Однако в любом случае достаточно много кадмия поступает через атмосферу, в результате выбросов с металлургических заводов, которые еще не устраняются полностью. Он выпадает в виде пыли, осадков.
Кадмий – это так называемый кумулятивный яд, то есть он способен накапливаться в организме. Этот химический элемент очень опасен, по словам кандидата географических наук, доцента кафедры природопользования Раули Салаховой, кадмий токсичнее свинца. Он откладывается в почках, печени, поражает центральную нервную систему… Онкологические заболевания, которые все чаще становятся причиной смерти человека, возникают во многом из-за подобных тяжелых металлов, которые копятся в атмосфере – не стоит забывать, что кадмий не только оседает в снегу, он и почву изрядно загрязняет.
Другое дело – натрий, содержание которого также превышено в снегу.
– Скорее всего, источник поступления натрия в снег – из соли, – считает Борис Саматов. – Это, вполне возможно, реагенты.
И здесь уже вопрос к коммунальщикам, которые из года в год педантично уничтожают обувь, покрышки автомобилей и здоровье горожан так называемой песко-соляной смесью. В столице, между прочим, от технической соли, которая содержит в себе натрий в качестве реагента, стараются отказываться. У нас все по-прежнему.
– Сама пару раз видела, как разбрасывают эту смесь – лопатой из машины, – говорит Рауля Салахова. – Извините, но это каменный век, нарушение всех возможных технологий. Нужно ведь с умом разбрасывать реагенты по дорогам. Все обращают внимание – портятся покрышки автомобильные, обувь не успеваем менять, разъедаются вставки электропроводов, от засоления почв погибают зеленые насаждения. Но это взгляд поверхностный. Представьте, что в это время происходит с нашим организмом. В то же время есть безопасные для человека смеси. Например, с использованием мраморной крошки. Нам до этого, конечно, очень далеко – коммунальщики привыкли экономить. Получается, на нашем здоровье. От различных реагентов могут быть разные последствия – например, часто фиксируется рост аллергий в зимнее время года именно из-за смесей, которыми посыпают дороги.
Мраморную крошку сейчас используют в той же Москве, хотя и у нее есть ряд недостатков – ее сносит на дорогу, из-за чего асфальт быстрее изнашивается, растираясь, она превращается в тротуарную грязь… Но все это мало влияет на здоровье.
В США, кстати, в период сильных снегопадов, обрушившихся на страну этой зимой, нашли экологичный выход из ситуации. В штате Висконсин, например, дороги стали поливать сырным рассолом, который заводы по производству сыра отдают коммунальщикам бесплатно -только забрать извольте. В штатах Нью-Йорк и Пенсильвания к соли добавляют свекольный сок, который остается после производства сахара, кое-где дороги устилают картофельным соком и патокой – едой фактически! Представьте доклад на каком-нибудь ученом форуме на тему «Вредные испарения свекольного сока, используемого в дорожных работах». Не можете? А о наших реагентах периодически докладывают. В других странах со снегом тоже борются иными способами – той же каменной крошкой, в Швеции мелкий песок смешивают с горячей водой и разбрызгивают на улицах, что делает их поверхность шероховатой. И все это можно было бы отмести одним доводом о том, что идеальной смеси для борьбы с последствиями снегопада нет, а реагенты хоть тротуары идеально очищают, но… даже на улице Гончарова лед превосходно скользкий и ужасно твердый.
Вопрос еще и вот в чем – кто ответит за наше здоровье? Проверяют ли содержание реагентов, высыпаемых на дороги, правоохранительные органы, прокуратура? Наверняка, делать это нужно. Экология пока и так остается на последнем месте по степени важности.
Сергей ГУРЬЯНОВ