Школа, где учился наш губернатор, в этом году могла бы отпраздновать свой юбилей – 45 лет. Но ее давно закрыли. Однако учителя решили устроить традиционный сбор.
Идея созрела у бывшего учителя географии школы № 50, стоявшей когда-то в Киндяковке, Людмилы Караман. Случай помог встретиться с Сергеем Морозовым – это произошло на торжестве в гимназии №3, где собрались педагоги-ветераны и представители местной власти.
Когда подошла к губернатору, чиновники зашикали: ни к чему грузить занятого человека своими проблемами. Но Морозов был ее учеником, его она помнила мальчишкой с длинной битловской стрижкой. Есть какая-то тайна в таких отношениях. Сколько бы лет ни стукнуло бывшему школьнику, встретив своего педагога, он хоть на секунду снова ощущает себя учеником. Правда, несколько десятилетий назад Людмила Караман вряд ли предполагала, что Сережа Морозов станет губернатором. Сергей Иванович не подвел.
Он обещал содействие в проведении традиционного сбора. Вскоре Караман уже обсуждала подробности встречи выпускников в департаменте образования.
Сидели по трое на парте
50-я школа открылась 1 сентября 1961 года на окраине Винновской рощи, на пустыре. Туда даже не ходил трамвай, добраться из центра можно было только автобусом. Учителей набирали из выпускников педвузов Москвы, Казани, Ульяновска. Им было чуть больше 20 лет, и они очень хотели создать свою Школу, вспоминает Людмила Петровна Караман. Директором в 50-й служил Афанасий Лукьянович Митченко, он жил прямо в школе, поэтому к нему можно было обратиться в любое время. Первыми учениками стали ребята из Винновки и Первомайки, район быстро разрастался, и в классах набиралось по 45-49 человек, за партами сидели по трое, учились в две и даже в три смены. Молодые учителя засиживались на педсоветах до ночи, никто не спешил. Надо было обсудить каждого ученика, помочь, не задавить индивидуальность, каждый считался личностью. Родители были моложе классных руководителей, но спрашивали у них совета, потому что видели, как им доверяют ребята. Уроки порой проводили в Винновской роще (парка тогда не было). Учебный год заканчивался обычно длительными походами по Свияге, Суре, Волге, по литературным местам. Географический кружок «Вокруг света» стал родоначальником краеведческого музея. Членов совета музея отметили поездкой в Москву, на первый всесоюзный слет школьных музеев. В 1972 году Джульеттой Кулаковой был создан первый в области литературный музей.
«Мы учили детей и учились сами», – говорит Людмила Караман. Она вспоминает преподавателей 50-й школы Кулакова и Корнишину, которые защитили кандидатские диссертации и преподавали в пединституте. Математик Морозов стал лауреатом фонда Сороса. Да многие учителя выросли в профессии, воспитали ярких учеников, хороших людей. Среди ребят, которые учились в той школе, есть талантливые управленцы, занимающие должности на железной дороге, моторном заводе, фабриках «Русь», «Волжанка», успешные предприниматели, педагоги, журналисты, работники культуры.
Посмотреть со стороны – идеальная школа была под номером 50. Ну, так хорошее видится на расстоянии.
Школу закрыли в 1979-м, она просуществовала всего 18 лет. Почему? Людмила Петровна не может найти ответа. Учеников и учителей разбросало по городу, и нет у них с тех пор места встречи. В Заволжье теперь существует школа под таким же номером, но у нее своя история.
Хранит архив дома
Неофициальный архив школы теперь хранится дома у Людмилы Петровны. Там нет официоза, там дух ушедшей школы. Там выпускные классные фотографии 24-х классов, воспоминания, десятки номеров телефонов учеников и учителей. Многих из них, к сожалению, сейчас нет в живых. На встречу соберутся 24 педагога.
– Вот Вова Бейзель, – показывает фотографию Людмила Караман. – Он закончил Ленинградское мореходное училище, целый год находился в походе по Великому северному морскому пути – служил инженером-механиком на ледоколе «Капитан Драницын», дважды был у берегов Антарктиды, пересек четыре океана, обошел по воде все части света, сейчас находится у берегов Австралии. А Сергей Морозов переписывался с его сестрой Леной. После школы он пошел служить на флот. И вот в одном письме написал, вспоминая свою классную руководительницу: «Лена, передай, Рината Константиновна не поверит, что меня приняли в комсомол, и я отстоял Ленинскую вахту». Тогда это было очень почетно.
Фотография выпускника Морозова за 1977 год хранится в том же архиве. С овального снимка смотрит подросток с длинными волосами, за которые, наверняка, был не раз наказан. На обратной стороне надпись: «Сергунок» – такое школьное прозвище. Одноклассники помнят его как хорошего волейболиста.
Бизнесмен Олег Лебеденко учился с Морозовым в одном классе. На 20-летие выпуска он собирал одноклассников, пришло человек 18. В 2007 году, на 30-летие, объявляет общий сбор.
– Что помню из школьной жизни? – повторяет он мой вопрос. – Помню, как играли в футбол, мяч влетел на дерево, я полез за ними свалился, легкие спались, думал, умру. Обошлось. Сомов был любимый учитель – он умер, к сожалению. Два ближайших школьных друга живут один в Москве, другой – в Киеве, не рвем связи. Помню, как в Винновскую рощу бегали за ландышами девчонкам. Нравились уроки труда, мы делали табуретки, как ни странно, это пригодилось в жизни. А наш военрук дал мне толчок к будущей профессии, я поступил в танковое училище, большую часть жизни прослужил в армии. С нынешним губернатором мы жили по соседству, заходили друг за другом и вместе бежали в школу. Я был отличником, и он иногда у меня списывал. Сейчас мы смеемся, вспоминая об этом.
Юрий Старостин – генеральный директор телекомпании «Репортер» – тоже учился в 50-й.
– Я учил историю только из-за нашего преподавателя Белоусова. Он звал меня Юрий. Наверное, всех называл полным именем, но для меня в то время это что-то значило. Если не знал урок, ставил «двойку». Но предупреждал, что надо пересдать. И я костьми ложился, чтобы сдать ему на «пять». То есть, если ты знал, он точно «пятерку» ставил. Редкий человек. С тех пор для меня история – интересный предмет.
Еще была у нас замечательная учительница литературы и русского Джульетта Рафаэлевна Кулакова. Ну, это просто знаменитость. Я не был пай-мальчиком, скорее дворовым парнем, но не помню, чтобы учителя за это как-то унижали.
Домашний праздник
Таких историй тысячи – по количеству учеников. Их встреча состоится 5 октября, в 12 часов, в Международный день учителя (уточняет Людмила Караман), в КДЦМ. Учителя отказались приурочить событие к 1 октября, Дню пожилого человека, как им предлагали. Даже обиделись. Унизительным показалось слово «пожилые», и что это вообще за праздник такой? Да и смогли ли бы, не будь крепки душой, собрать столько народа, реанимировать школу, которой уже 27 лет как нет? Сами придумали сценарий, для выступления пригласили выпускников Виктора Баскакова с ансамблем «Казацкая душа» и Ольгу Харину с ее группой «Соловушки».
Правда, не обошлось без ложки дегтя. Чиновники, которым губернатор поручил помочь с организацией торжества, растерялись. То предлагали провести встречу выпускников в здании обладминистрации, куда, как известно, вход только по пропускам, и не всякий мог бы добраться до своих однокашников. То перенесли мероприятие в стены Управления образования Железнодорожного района, к которому старая 50-я школа не относилась (такого района в год ее открытия попросту не было). В конце концов усилиями оргкомитета, состоящего из старых учителей, сошлись на зале КДЦМ. Ветераны хотят семейного праздника. Пусть нет у школы теперь своего здания, но остались люди, их воспоминания… Вот они – настоящий дом.
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.