Удивительно, что представители других видов транспорта не обижаются на капитанов. Вы много можете вспомнить паровозов или самолетов, имеющих собственное имя?
А на реке каждый, даже неказистый маленький кораблик, норовит иметь свое прозвание.
Столетие тому назад проплывали мимо Симбирска и бросали якоря у его пристаней «Ориноко» и «Ломоносов», «Великий князь Александр Михайлович» и «Фельдмаршал Суворов». А владелец небольшого сенгилеевского пароходства «Дружба» купец Флегонт Баукин именовал свои четыре пассажирских парохода по городам, между которыми они ходили: «Казань», «Самара», «Сенгилей» и «Симбирск».
Имели свои имена и городские пароходы-паромы, курсировавшие между правым и левым берегами Волги в Симбирске по специальным каналам – проранам, – прорытым через острова напротив города. Старожил Алексей Ястребов писал: «До революции сообщение с Заволжьем было регулярное. Его поддерживал паровой паром «Симбирск», который отправлялся из Симбирска каждые два часа. Паром был очень обширный, так что он перевозил не только людей, но и телеги, запряженные лошадьми».
Главным из пароходов-паромов считался как раз упомянутый кораблик «Симбирск» тезка города и одного из баукинских пароходов. Соединявшие берега пароходы со временем ветшали, заменялись на новые, но их имена неизменно сохранялись. Незадолго до революции, в апреле 1916 года, с верфей судостроительной фирмы братьев Лаптевых в Нижнем Новгороде был доставлен очередной пароход. Газета «Симбирянин» известила: «Пароходу-парому присваивается точно такое же наименование, какое носил и проданный в конце прошлогодней навигации «ветхий денми» городской пароход «Симбирск».
На рубеже XIX-XX веков был и свой «дачный рейс». Ястребов вспоминал: «Когда в селе Красный Яр появились дачи, туда стал курсировать небольшой пароход «Слобожанин».
Однако уже в начале текущего столетия, вскоре после революции 1905 года, этот пароход должен был прекратить свои рейсы, так как проран, через который он проходил, занесло песком, и получился сплошной остров». Моложе других паровых паромов был названный в честь земляка-литератора пароход «Минаев».
После революции названия пароходов показались новой власти безнадежно устаревшими. В протоколе заседания Симбирского горисполкома от 4 апреля 1919 года говорилось: «Слушали: Товарищ Григорьев доложил, что городские перевозные пароходы носят следующие названия: «Симбирск», «Минаев», «Слобожанин». Он полагал бы присвоить им более современные названия». Сказано – сделано. На «Симбирск», правда, не покусились, зато двух его собратьев «перекрестили». Тихий «Слобожанин» стал «Красноармейцем». А «Минаев» сменил имя поэта-сатирика на «Гай» – в честь командира Железной дивизии, освобождавшей в 1918 году Симбирск. Так «Минаев» стал «Гаем» и продолжал еще долго перевозить симбирян-ульяновцев с берега на берег. Да, тогда проблема пробок на мосту еще не стояла… А на старом городском кладбище сохранились могилы двух городских капитанов: Фридриха Сиверса (симбирцы звали его Федором Федоровичем) и Петра Глухова. Последний водил уже в советское время все тот же пароходик «Симбирск», вслед за городом сменивший имя на «Ульяновск».
Антон Шабалкин