Ульяновск ждал этого почти четверть века. Осталось подождать месяц и мы, даст бог, поедем-таки по новому мосту через Волгу. Сегодня же хотелось бы вспомнить, как всё начиналось, и поразмыслить о том, во что нам встала долгожданная переправа.

Для справки. Варианты моста впервые были рассмотрены в шесть часов вечера 26 сентября 1986 года зам министра транспортного строительства СССР Алексеевым В.В. и первым секретарём Ульяновского обкома КПСС Колбиным Г.В. А 29 сентября 1988 года окончательный проект моста был утверждён Председателем Совета Министров РСФСР В. Воротниковым.

Деньги

По оценкам специалистов, наш новый мост – самый длинный в Европе. А был бы ещё и первым в России комбинированным вантовым мостом, если бы имел 220-метровый пилон, изначально заложенный в проекте. Пилон -в переводе с греческого буквально означает “ворота”, “вход”. Но, увы, на возведение данной конструкции не хватило денег. Вернее, они выделялись, но утекали в неизвестном направлении быстрее, чем течёт Волга. Строительство моста долгие годы было кормушкой для многих и многих. Сколько коттеджей построено, сколько куплено яхт, автомобилей – на деньги, уведённые с моста! И сейчас, когда одни готовятся ликовать по поводу открытия, другие впадают в депрессию, поскольку кормушка закрывается.

За годы строительства было распродано огромное количество оборудования и техники. Вспоминает один из бывших работников “Ремстроймоста”:

– На строительстве моста работали корабли “МБ-20”, “М-247”, “Барс”, “Цесис”, катер “Быстрый” и паром “Котов”. Половина из них была продана, когда строительство заморозили. Была угнана в Питер “в аренду” уникальная платформа с краном “Темп”, да тактам и осталась…

К слову, исполнительным директором “Ремстроймоста” в 2004 стал г-н Файзуллин, который вскоре после назначения был убит возле своего гаража (“МГ” об этом писала. – ред.). Убийство, по словам прокуратуры, носило явно заказной характер. Следователи считали, что-то пошло не так в хорошо налаженной схеме присвоения мостовых денег.

Здоровье

Рассказывает Геннадий Чичков, монтажник-высотник мостотряда №51, ныне на пенсии по инвалидности:

– Инфарктов, случившихся на мосту – не сосчитать. Я сам получил на нём целых два инфаркта, один – обширный. Работать на 70-метровой высоте или опускаться на 27-метровую глубину это, я вам скажу, не в кабинете просиживать. Так что мост сделал инвалидами не один десяток людей. А некоторых и вообще “убил”. Помню, как на моих глазах во время шторма погиб молодой сварщик, упавший с огромной высоты. Это только то, что я сам видел. А вообще погибло гораздо больше… Скажу вам честно, действительно, страшно бывало. Когда-то, во время строительства моста через Терек в Дагестане на нас периодически нападали чеченские боевики, но здесь, в Ульяновске, иной раз бывало и пострашнее… Впрочем, не менее страшно сейчас жить в мостотрядовском посёлке. Гляньте на наши халупы. Власти считают их пригодными для жилья. Только не думают, что в любой момент мы можем обвалиться с оползнем, или нас затопит… Смех и грех: временные опоры моста давно убрали, а наши временные бараки до сих пор стоят…

Цифры

Первая опора моста (№14) была забетонирована в 1988 году, а первое пролётное строение было смонтировано в 1992 году.

Длина одного пролётного строения – 220 м при весе 4 400 тонн. Длина мостового перехода (мост + подъезды к нему) -12 976 м, из которых 5 928 – над самой Волгой. Стоимость объекта: 400 млн руб. – в ценах 1984 года, или 23,3 млрд руб. – в ценах 2008 года (с инфляционной надбавкой 1 млрд в год).

Строительство моста было застраховано на 627 002 408 рублей.

Общий объём земляных работ на строительстве моста составил 12 млн кубометров – пять пирамид Хеопса!

Последний, 25-й по счёту, пролёт поднимался на высоту 60 метров над уровнем Волги со скоростью 3 метра в час.

Ширина полос для движения транспорта – 2×7,5 м.

Прогнозируемая интенсивность – 30 000 автомобилей в сутки.

Расчётная скорость движения по мосту -90 км/ч.

Срок гарантии -150 лет.