И снова об управляющих компаниях. Кажется, сегодня они представляют собой чрезвычайно закрытые организации, со своими паролями, кодами и системой шифровки.
Что мы знаем о их деятельности? В сущности, ничего не знаем. Мы, доверившие им свою собственность, оказались отрезанными от нанятых нами управленцев. Кто может привести примеры, чтобы на досках объявлений висели телефоны с указанием – куда, кому звонить в случаях аварии, или чтобы выяснить, почему, к примеру, в стояке нет воды. Зато в подъездах и даже в кабинах лифтов появились рекламные стенды, в которых масса ненужной информации. В этом отношении Ульяновск – удивительный город! Многочисленные законодательные акты, обязывающие управляющие компании информировать собственников о всех шагах, игнорируются с удивительным хладнокровием. Что касается языка общения с жильцами-собственниками, он на редкость беспардонен. В редакцию пришла жительница дома с улицы Можайского. Ей, как и соседям по дому, с февраля стали выставлять дополнительный счет «корректировка теплоснабжения» за прошлый год. Обратилась в управляющую компанию Ленинского района. Ей объяснили, что сделано это на основании прибора учета тепла, поставленного в доме в прошлом же году.
– Меня бы, наверное, убедили, но я знала, когда этот счетчик установлен, – рассказывает заявительница. – Поставили его весной этого года, я общалась с рабочими, которые этот прибор устанавливали.
Мне пришлось спуститься в подвал, чтобы выяснить, кто и что там делает и почему в доме нет электричества. Тогда я спросила: почему жильцам об этом никто ничего не говорит, ведь это будет связано с оплатой? Рабочие сказали, что это мэрия их заставляет ставить счетчик и жильцам не о чем беспокоиться. Зачем этот обман?
Втихую поставили, нас никто не собирал, ни о чем не предупреждал, показаний никто не видел. А в управляющей компании уверяют, что поставили давно… Другая обратившаяся рассказывает, что условием получения справки или копии лицевого счета является погашение так называемой «задолженности» по пресловутым «доначислениям», которые были предметом судебных разбирательств.
Большинство собственников, зная о том, что было решение суда, отказываются вносить дополнительную плату. Но тех, кому нужна та или иная справка, вынуждают гасить эту самую «задолженность». К примеру, обратившиеся за субсидией, будучи и так в сложном материальном положении, не получат копию лицевого счета, если не заплатят. И все органы и ведомства, призванные следить за соблюдением законодательства в жилищной сфере, молчат, никак не комментируют эту ситуацию. Если управляющие компании банкроты и их надо спасать, власти должны сказать об этом прямо. Если не умеют хозяйствовать, значит что-то надо предпринимать тоже. Но не сидеть сложа руки и ждать, чем окончится бодание отдельных активистов-собственников с неповоротливой махиной ДУКов. То, что тарифы вырастут, все знают. Но вот вырастут ли платежи населения? За первое полугодие 2010 года их собираемость в целом по России составила 82 процента, тогда как год назад этот показатель составлял 93 процента. Если учесть, что в связи с ростом цен реально падает жизненный уровень населения во втором полугодии 2010 года, нетрудно предположить, что отрицательная динамика сохранится.
Наступает время капитального ремонта многоквартирных домов. Миллиард с хвостиком надо освоить до зимы. Между тем никто толком не объясняет, какие виды ремонта предусмотрены или планируются. Даются интервью, но в них мало чего конкретного. Только про крыши. Зато толкуют про «пятиступенчатый контроль».
Будут ли ремонтироваться и меняться сети? Они в большинстве своем требуют этого. Достаточно ли сил, чтобы выполнить намеченное? Есть ли запасы заглушек, вентилей и прочей сантехнической «мелочевки»? Есть ли квалифицированные слесари, сварщики или их еще предстоит набирать? Вопросы, вопросы.
Одна авторитетная дама сказала, что реформа ЖКХ будет всегда. Она знала, что говорила. Не получилось бы только, что это будет худшая из реформ.
Александр Волгин