Дальше я поехал на границу Ульяновской области в сторону села Красная Поляна. Это отдельная дорога среди унылых умирающих сел.
И первым селом на моём пути стало Воецкое. «Люди обосновались на здешних порожних землях в последней четверти 17-го века. Считается, что первопоселенцами были крестьяне боярских детей Ивана Воецкого и Василия Грязева. Спустя сто лет селом одновременно владели статский советник (если приравнять к современным армейским званиям – генерал-майор) Николай Иванович Обухов, подпоручик (по-нынешнему лейтенант) Андрей Семёнович Гладков и коллежский советник (полковник) Андрей Михайлович Ушаков.»
В «Экономических примечаниях», составленных при генеральном межевании Симбирской губернии в конце 18-го века, в переводе на современный язык читаем: «Архангельское, оно же Воецкое, в 66 верстах от уездного города Карсуна. Земли за селом числится 7108 десятин (более 7700 гектаров). В самое жаркое летнее время река Барыш бывает шириною до десяти саженей (21 метр). В ней – щуки, окуни, налимы, раки и разная другая живность. Лес в этих местах строевой, встречается мелкий, годный на дрова. Водятся волки, лисы, зайцы, хори, горностаи, из птиц – тетерева, куропатки, рябчики, совы, малиновки, щеглы и прочие птахи. В полях полно перепелов, коростелей, диких голубей; в пойме можно поохотиться на уток, куликов, бекасов. На здешней земле лучше всего родятся рожь, овёс, горох, гречиха. Травы, в сравнении с другими местами, похуже. Крестьяне состоят на оброке, платят господам в год по десять рублей с души. Женщины, помимо полевых работ, прядут лён, шерсть, посконь (коноплю), ткут холсты, сукна для домашних нужд и на продажу. Семьи в материальном плане живут посредственно».
Ну если тогда жили «посредственно, то сейчас – совсем тоска. Из того, что бросается в глаза только ярко-алый флаг у памятника воинам Великой Отечественной и останки старинной колокольни, от каменной Иоанно-Предтеченской церкви, построенной помещиком Федором Ивановичем Обуховым в 1745 году. Этот храм имел два престола: главный в память Усекновения главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и в пределе во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.
И если Воецкое вызывало не самые радостные чувства, то соседнее село Головцово – просто мрак. Куда не кинь взгляд – всюду разруха. И даже хоть как-то восстанавливаемый храм не силах поправить полного уныния. Особенно тоскливо на окраине села, где некогда было колхозное хозяйство. Правда, здесь я увидел старое деревянное зернохранилище с бревенчатой дорогой на второй этаж. Ему, наверное, лет 50-70. Если честно, я очень давно не видел такого здания. Жаль, что недолго жить ему осталось, и вскоре только на фото можно будет увидеть такие образцы сельской бытовой архитектуры.
О самом Головцово узнать мало что удалось. Вот лишь маленькая справка: «ГОЛОВЦЕВО, село Барышского р-на, ц. сел. адм. (быв. Сызранского у.Симб. губ.). Расположено на р. Барыш в 25 км к юго-зап. от р. ц. В 1913 в Г. (Богоявленском) было 154 двора, 892 жит., деревян. Богоявленская церковь (постр. в 1869), школа (с 1856). Кроме того, при с. находились усадьба и коннный з-д В. А. Волянского, усадьба Финогеевой и усадьба кн. Оболенского. В 1996 – насел. 383 чел., преимущ. русские. Центр СПК “Большевик”.»
И вот, наконец, село Красная поляна. Пять лет я не приезжал сюда. И если честно, не ожидал там увидеть ничего нового. И тут, самом центре села. Сияя свежими досками моему взору предстал Никольский храм. Сначала, я подумал, что старый сруб снесли и построили новый, но местная жительница успокоила – древние стены лишь подновили и обшили новым досками, построили новые купола, привезли новый иконостас. На заднем дворе появилась новая купель.
Местная жительница (жаль не записал, как зовут), работающая при храме, очень радушно приняла меня и рассказало некоторые вещи, о которых я не знал. Так, например, рядом с Никольским храмом (построен в 1753, а перестроен в 1875 году, в советское время опять перестроен в клуб), на месте нынешней библиотеки (соседнее деревянное здание) стояла деревянная Покровская церковь, построенная, в 1856 году помещиком Г. Дмитриевым. Её снесли в самом начале правления Советской власти, и только 85-ти летний её брат только и помнит, что храм был именно тут.
В Красную Поляну всегда стекалось множество паломников, и самым лечебным считалось место под названием «Сливы». Жительница вспоминала, что в детстве не могла понять, почему этот овраг так называется, ведь никаких слив там не было. И только бабушка тайком ей объяснила, что это святое место, где люди лечатся. Здесь сливается множество родников со всей округи и в месте их СЛИВА получается особая сила, излечивающая многие болезни, только помолиться надо. Именно сюда направлял местный Святой старец Леонтий ( он нем речь будет далее). Сохранились воспоминания, что многие бездетные женщины, именно после купания в Сливах обрели детей. Многие личились от болезней ног, спины и т.д.
Одним из родников, питающих Сливы, был и колодец, отрытый лично старцем. Его называют Дедушкиным колодцем. Жаль, что пройти на Сливы, да и на дедушкин колодец у меня не получилось – слишком скользкая и длинная пешеходная дорога, да и без провожатого найти почти не реально. ( Оставлю на другой раз)
Главной Святыней села считается могила Старца Леонтия. Именно сюда тысячи людей приезжают поклониться и попросить помощи, причем иногородние приезжают много чаще, чем ульяновцы. Несколько раз Православные власти пытались достать из могилы останки старца и канонизировать его. Но, местные жители так и не позволили этого сделать. Они считают: « Зачем тревожить старца, зачем это официальное признание? Если верите, то молитесь и никаких официальных подтверждений и не надо.
Леонтий Тимофеевич Шестаков родился 1 июля 1828 года в селе Вороновка, что расположено неподалеку от Синодского. Это был очень болезненный ребенок с чрезвычайно хрупкими, тонкими ручками и ножками (некоторые утверждают, что левая рука его была сухая). В 12 лет он первый раз появился в селе Синодское и некоторое время прислуживал в местной церкви. Потом он принял монашество и около пяти лет жил в Жадовском монастыре, после чего отправился в паломничество на Святой Афон. Уезжая из Афона, он, в качестве оплаты за труды, взял с собой большие иконы, подаренные им в Троицкий храм в г.Барыше, и большой кипарисовый крест. Ориентировочно с 1875 года старец Леонтий вновь приходит в Синодское, где становится настоятелем новой церкви в честь Николая Чудотворца. В этом храме он прослужил до своей кончины – 21 августа 1901года.
Молитвы старца Леонтия обладали особенной целебной силой. Сохранились многочисленные предания, что к нем буквально приносили умирающих или искалеченных людей, и через несколько дней они были совершенно здоровы. Обладал старец и даром прозорливости: например, незадолго до смерти он предсказал, что его похоронят у церкви, но через несколько лет на могилу «поставят стену». Так и произошло: его похоронили у стены храма, а после Октябрьской революции Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили в клуб. Так получилось, что стена клуба встала точно на середину могилы старца. До сих пор памятный крест «растет» из-под стены давно брошенного клуба, а рядом установлена памятная плита, у которой не переводятся цветы.
А рядом с храмом и могилой бьет Святой источник. Прославился этот родник благодаря старцу Леонтию. Именно здесь Леонтий часто находился, молился и принимал прихожан. Был он очень кроткого нрава и отличался безграничной добротой, особенно он любил детишек, всегда ласково с ними говорил и незаметно подкладывал конфетки им в карманы. Еще при жизни к старцу приводили и приносили больных и калечных людей, которые получали исцеление.
Об этих чудесах сохранилось множество преданий. Так, однажды к нему принесли девочку, не ходящую с рождения. После молитвы, старец омыл несчастную водой из источника и, к удивлению и радости родителей и сельчан, девочка впервые в жизни встала на свои ножки и пошла. Неоднократно привозили к старцу и бесноватых, иногда даже закованных в цепи или привязанных веревками к телеге. При помощи молитв, поста и водицы из источника старец Леонтий возвращал в разум и этим страдальцам.
И еще, оказывается в селе сохранился тот самый крест и икона, которые привез Леонтий из Афона. И как только храм откроется, их принесут туда. Мне эти Святыни не показали, надеюсь увидеть их в храме в следующем году.
На обратной дороге решил заскочить в село Румянцево. Основано оно было сподвижником Петра I генерал-адъютантом А.И.Румянцевым в 1-й половине 18 века. В 1913 году в селе были: церковь, земское училище, церковно-приходская школа, суконная ф-ка А.Д. Протопопова, благотворительное заведение, находившееся в ведомстве императрицы Марии, мужское 2-классное ремесленное училище (столярное и слесарное ремесла), женское училище с рукодельными классами, приют-интернат для детей, богадельня для престарелых рабочих суконной фабрики, больница на 45 коек, пасека.
Да и сейчас село очень немаленькое. Я почти моментально нашел местный каменный храм в честь Сергия Радонежского. К сожалению, от былой красоты остались только стены. Да и не ожидал я встретить здесь каменную церковь. По упоминаниям Баженова числится «Храм деревянный, теплый, построен прихожанами в 1741 г. Престолов в нем два: главный во имя преп. Сергия Радонежского Чудотворца и в приделе во имя вселенских трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.» Видимо каменный храм построили уже в начале 20-го века.
Уже возвращаясь домой, я по правую сторону вдали через поле увидел краснокаменную полосу зданий, напоминающих крепость. Несмотря на усталость, любопытство всё же меня перебороло, и я рванул по полю напрямик по проселку.
И чем ближе я подъезжал, тем более тревожно становилось. Если издали здания казались бастионом, то чем ближе подъезжал, тем страшнее картина представала: варвары просто срывают здания с лица земли, выгрызая, никого не стесняясь, куски метала, кирпич, забор… В общем всё, что можно продать хоть за какие-то деньги.
Я не сразу и понял, что это поселок имени Ленина, а то, что уничтожают – РУМЯНЦЕВСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА.
«РУМЯНЦЕВСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА, предприятие по выпуску шерстяных тканей бытового и специального назначения, тканей для автомобильной промышленности, одеял, камвольной пряжи для трикотажной отрасли, ЗАО. Р.Т.Ф. располагается в р.п. им. Ленина Барышского р-на, основано как Румянцевская мануфактура в 1848 крупным помещиком А.А. Протопоповым. В 1852 на предприятии установлен первый в Симб. губ. механический станок, в 1861 —первая паровая машина, локомобиль. С нач. Крымской войны и численным ростом русской армии ф-ка была расширена, число наемных и крепостных работников достигло 2000 чел. В 1856 было выпущено 550 тыс. аршин сукна. За первое десятилетие своего существования, увеличив выпуск тканей в 8—10 раз, Румянцевская ф-ка стала самым крупным предприятием Симб. губ. Здесь впервые в губернии стали ткать высококачественные тонкошерстные ткани, которых к 1857 выпускалось более 30 видов. Начиная с 1861, ф-ка участвовала во всех российских и международных выставках. Изделия румянцевских умельцев были награждены золотыми и серебряными медалями. Последний владелец ф-ки А.Д. Протопопов, участвуя в Торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896), за представленное сукно получил право изображения государственного герба на своих вывесках и продукции. К нач. 1-й мировой войны на ф-ке появилось новое оборудование, что позволило поднять на небывалый уровень производство шинельного и портяночного сукна для армии, а также тканей бытового назначения — бобрика, трико, одеял, байки. В 1914 было выпущено 1млн. 200 тыс. аршин сукна на 1 млн. 232 тыс. руб. Рабочие Румянцевской ф-ки приняли активное участие в революционной борьбе. Здесь в 1917 проводился сбор средств на печатание большевистской газеты в симбирской типографии, была создана профсоюзная.»
И как заключительный аккорд этого варварства – памятник Ленину, расстрелянный подленько, в спину.
Мне интересно, Комитет Ульяновской области по культурному наследию будет молча смотреть как убивают памятники в этом рабочем поселке? Ведь и сам Ильич, и комплекс Румянцевской текстильной фабрики является защищаемыми объектами.
Не люблю заканчивать повествование на плохой ноте. Я просто перечислю то хорошее, что встретилось на пути. Это и обновляемый Ханиневский храм, и Поливановская аллея, и Акшуатский дендропарк, и Жадовский монастырь, и восстанавливаемый храм в Красной Поляне, и очаровательная Измалово…
Аноним
В области осталось всего 200 тыс.человек с небольшим населения.Которое продолжает уменьшаться. Оно и понятно, люди ищут где лучше. И есть хоть какая то маленькая перспектива улучшения своей жизни. Реальные фото Барышской глубинки красноречивее разных слов. Такие ценности,как благодарная память павшим и новые храмы, поддерживаются пока. Градообразующий бастион превращается в руины для обозрения будущих экскурсий по Ульяновской кругосветке. Латание дыр. Ничего не изменит. Сейчас на Дальнем Востоке решили выдавать бесплатно по 1 га земли для переселенцев. Но кто туда поедет? Сотни брошенных деревень и поселков в Кировской Вологодской областях,наша не исключение.Уже пора во всей России землю бесплатно давать.А то будет совсем поздно. А в Ульяновской области выделенные участки многосемейным пытаются сейчас как то продать. Нет сопутствующей инфраструктуры, подвода воды, газа, канализации, электричества, дорог.А эти темы получившим землю самим не осилить.
Спасибо Дмитрий за исторический экскурс по Барышской земле. Старец Леонтий оказался провидцем. Богатая всем Россия и нищий народ, уже стали нарицательным сравнением.
Для ясности
Сельского населения.
Вадим
Барышский район вымирает. Измайлово одно из самых красивых мест, где я был
Только и остается что красота…
Да,помнится когда то там в Измайлово, проводился даже межобластной конкурс самодеятельных певцов и танцоров “Провинция”. Но это было давно. Из 4-х рабочих посёлков Барышского района,это- им.Ленина, Старотимошкино, Измайлово и Жадовка последняя уже взяла статус сельского поселения. Как много раньше это сделал Канадей в Николаевском районе и Никольское -на- Черемшане в Мелекесском. Какой уж тут пгт или рабочий поселок, когда нет гарантированной работы и сносной зарплаты. Население Барыша и Инзы с 22 и 24,5 тыс. жителей в 80-х годах прошлого века ныне уменьшилось до 16,5 и 18 тысяч соответственно.
и что было при “бастионе” при Протопопове
-Попечительство благотворительных заведений
-мужское ремесленное училище с обучением столярному и слесарному ремесел
-женское училище с рукодельным классом
-приют интернат для детей
-богадельня для престарелых и непосильных к труду мужчин и женщин
-больница на 45 постоянных кроватей и пасека